Юный Натуралист 1982-08, страница 13Однажды наша народная детская киностудия «Аистята» получила письмо: «Прочитал в газете статью «Аистята». Оказалось, рассказ о киностудии, лауреате всесоюзных и международных фестивалей. Заинтересовался вашими фильмами «Скажи, Дружок!» (о дворняжках) и «Приходите, дети, в зоопарк!» (о юннатах Московского зоопарка). И подумал: наверняка «Аистята» никогда не снимали аистов. Приезжайте ко мне в деревню Илемно в Новгородскую область, и вы увидите гнездовья этой чудесной птицы». Это письмо прислал ленинградец Константин Николаевич Волков. Мы ответили: наша студия получила свое название после того, как сняла фильм «Ах, добрый аист!». Он идет на экране всего пять минут; в нем показана почти вся человеческая жизнь, а герой — мультипликационный белый аист — стал в фильме символом добра и счастья. Сейчас на счету студии более 50 фильмов на самые различные темы, но больше всего — о животных. А вот аистов «Аистятам» действительно никогда не случалось снимать. Собрались мы на «летучку» и решили: чтобы снять фильм, мало знакомиться с этой удивительной птицей только на месте съемок, наблюдать за аистами надо все лето. Подняли все имевшиеся в библиотеках научные исследования об аистах, рассказы, сказки. Кроме того, «Аистята» решили: снимать птиц на природе будет нелегко, поэтому на занятиях по теории кино и операторскому мастерству надо сделать упор на изучение специфики съемки животных. И наверное, уже после «летучки» в воображении каждого «аистенка» вырисовывались эпизоды будущего фильма. Маша Страдымова мечтала снять вылуп-ление аистят из яйца; Таня Зудина — как аисты закрывают крыльями аистят от жаркого солнца и устраивают им душ прямо в гнезде; Леня Щелкунов из книг знал, что снять аиста, когда он охотится, очень трудно, но вместе с более опытными операторами Катей Богдановой и Галей Смирновой считал, что без этих кадров фильм проиграет; Сережа Высоцкий мёчтал снять пробу крыльев и первый полет аистят. Нельзя было забывать и о художественном решении фильма. Ребята восхищались, например, мастерством оператора С. Урусевского, его умением выбирать оптику, ракурс для художественного воплощения замысла. Смотрели и анализировали его фильмы, фотографии, рисунки. Весной, когда прилетели аисты, «Аистята» выехали на разведку. Как только вошли в деревню, увидели: наши любимцы не переставая трещали клювами и приветствовали нас взмахами крыльев. Познакомились с автором письма, который пригласил нас на съемку. Он уже закончил ремонт старых гнезд и выпиливал дощечки для новых. Кон- 1 I ] □ DL 1 □ аг детской |народнаа киностудия стантин Николаевич сказал: «Больше 10 лет я ранней весной приезжаю в деревню, чтобы построить аистам гнезда. Когда-то аистов было всего 19, а теперь прилетает около 300. Поселился в этом году рядом с моим домом аист-одиночка. Вот уже неделю укладывает он веточки для гнезда, а они падают на землю. Так и живет бедняга на ветке дерева. Без моей помощи ему не обойтись. Я ему сделаю основу гнезда, а он его сам доделает». Мы удивились, с какой легкостью Константин Николаевич — ему шестьдесят шесть лет — взбирался на дерево, чтобы расчистить там площадку для гнезда. Оказывается, он всю войну был бойцом противопожарной охраны в блокадном Ленинграде. В экспедиции мы отмерили не один десяток километров по болотам и полям в поисках хороших кадров для фильма. Но ни в одной деревне мы не видели так много аистов, как в Илемно. «Да это же сказочная деревня!» —решил наш самый младший «аистенок», 11-летний Сережа Высоцкий, и даже сочинил о деревне легенду: «Есть в деревне Илем но легенда. ЭКил в этой деревне рыбак. Однажды он возвращался с рыбалки по реке Шелони. Когда стало совсем темно, он сбился с пути. Но тут прилетел аист и показал рыбаку дорогу домой. В благодарность рыбак построил аисту гнездо.'Когда аист улетел в жаркие страны, он рассказал на своем аистином языке о добрых людях из деревни Илемно. С тех пор сюда прилетает много аистов». С легенды мы и начали фильм, который назвали «Птица из легенды». Решили ввести в ленту кадры мультипликации. Легенду |