Юный Натуралист 1982-08, страница 46

Юный Натуралист 1982-08, страница 46

45

Сушины той теперь нет давно, а я все помню. Жалею, что не додумался подпереть. Может быть, до сих пор бы стояла. И было бы их теперь две.

Я подошел к новой сушине и постучал. Из дупла выпорхнул дятел и принялся на меня кричать! Все повторялось. И если я ее сейчас не свалю, то снова увижу и летучую мышь, и сыча, и летягу, и клинтуха-голубка. Словно побываю в далеком детстве.

МУРАВЬИНАЯ КРЫША

Иду я по лесу, прохожу мимо знакомого муравейника — и не узнаю. Муравейник-то в крапинку! Купол выложен белыми комочками словно мозаикой. Беру один пальцами — липкий. К носу поднес — смола!

Ни с чем не спутаешь запах лесной смолы: вдохнешь — и перед глазами поднимется хмурый нагретый ельник или встанет звонкий и светлый сосновый бор.

Но рядом с муравейником ни елей, ни сосен — откуда же появилась смола? Да вот откуда — муравьи несут!

Понятно, когда муравьи несут гуевничек, мотыльков, комаров, жуков. Но смолу! Зачем им смола? А они старательно волочат тяжелые комья, с трудом втаскивают на купол и тут кладут. Внутрь муравейника не заносят.

Никчемная какая-то работа, непонятная. Или просто забава? Но у муравьев не бывает, чтобы вот просто так, ни для чего, от избытка сил. Зачем-то им это надо. Столько труда, так стараются! И дорожат смоляными комочками не меньше, чем гусеницами и жуками.

А солнце печет! Надо бы не спеша разоб

раться, что тут к чему, но невмоготу. Комары берут уже сотую пробу моей крови — проверяют мое здоровье. Слепни гудят, как пчелиный рой: этим чем жарче, тем лучше.

Чем жарче... И как.ударило — муравьи же крышу свою смолят! Смола ведь плавится на жаре, растекается, слепляет мусоринки и хвоинки. И покрывается купол пленкой — как крыша рубероидом или толем. Никакой дождь им теперь не страшен — непромокаемая смоленая крыша!

Ну что же, пора! Август, за ним сентябрь. Осенние дожди и ненастье. А там и зима. Готовь сани летом!

С удивлением смотрю на лесной домик, сложенный из палочек и хвои. В домике бойкий шестиногий народец: солдаты, строители, охотники. Жизнь их полна забот. Сражаются, охотятся, строят, копают землю, прокладывают дороги. И вот даже крышу смолят! Загодя готовятся к осени. Откуда-то знают, что скоро дожди. Разве не удивительно?

И мне бы пора крышу свою чинить, да все некогда, все в лесу да в лесу. Уж очень много в этом лесу удивительного!

КОГО СПАСАТЬ?

Иду я по лесу, а за пеньком пыхтение и шипение! Ежик на гадюку напал! Прижал лапой хвост, колючки надвинул на лоб — пыхтит и наскакивает, пыхтит и наскакивает. Гадюка бьется, выгибается, шипит, клюет ежа, да все в колючки — вся пасть в крови.

— Защитить слабого! — привычно вскинулся я. И за палку. Э-э, а слабый-ro в этой драке гадюка ядовитая! Такую защитишь, а она тебя потом и тяпнет!