Юный Натуралист 1982-08, страница 5

Юный Натуралист 1982-08, страница 5

3

ся в Даугаве в жаркий летний день или просто погонять в футбол. Эти же через каждые два дня приходят на делянки. Их задача — снять пробы, произвести замеры и все аккуратно записать.

Такое пристрастие ребят к исследованиям никого в этой школе не удивляет. Как-то само собой сложилось, что почти все учащиеся средней школы №. 1 в поселке Скривери занимаются исследовательской работой. Так уж повелось, что школа связана со многими научными институтами. На базе Скриверского опытного хозяйства каждый год работает ученическая производственная бригада, юные цветоводы выращивают по две тысячи саженцев для озеленения поселка.

Ортан и Норманд не первые, кто занялся изучением динамики лёта тли — распространителя вирусных заболеваний картофеля. Так официально называется то, что они делают под руководством и по поручению научных сотрудников Сельскохозяйственной академии Латвийской ССР. Работы ведутся уже в течение 12 лет. И трудно сейчас сказать, сколько ребят постигли на этих делянках азы черновой научной работы. Ведь полевые исследования всегда самая трудоемкая и однообразная часть разработки любой научной темы. По отчетам ребят, графикам, которые они составляют, ученые могут делать обобщения, выводы и давать рекомендации.

За эти годы и сами ребята сделали маленькие открытия. Например, они установили, что в дождливое лето тли меньше, в сухое — больше, а в жаркое — больше, чем в прохладное. А когда наложили результаты проб на план местности, вышло, что на делянках, расположенных близко от леса или болота, тли меньше, чем в открытом поле.

Урожайность зараженного вирусом картофеля падает почти на треть. В этом ребята смогли убедиться на своих делянках. Откуда берутся эти недуги? Отчасти на этот вопрос ответила случайность. Сарма Витоленя и Чита Пудрике как-то закрыли несколько кустов полиэтиленовой пленкой. Картофель не болел. Значит, вирусы прилетали вместе с тлей. Но нельзя же закрыть все картофельное поле. И не все сорта можно заменить на более стойкие к заболеваниям.

Тут и вспомнили исследователи о работе с тлей. Как и ожидали, на делянках около болота сорт болел меньше. И, что особенно интересно и важно, школьники установили, что после двух-трех лет такого «тепличного» выращивания у сорта вырабатывается иммунитет к заболеваниям.

Но только на бумаге все выглядит складно и быстро. На это потрачены годы и труд не одного поколения школьников. Каждую осень в Скривери по древнему обычаю устраивается праздник урожая. И ребята по праву принимают в нем участие

Сорочьи секреты

На многих фотографиях Андрее Киэтсер показан вместе с сороками. Тех, которые смело разгуливают по двору, он вырастил дома. А в окрестностях Хьятеместе — это поселок в четырех десятках километров от Пярну,— кажется, не осталось ни одной, которой он не знал бы «в лицо». В. Эстонии вообще очень любят птиц, и во многих кружках и на станциях юных натуралистов ведутся орнитологические наблюдения, а весной ребята кольцуют птиц. Поначалу занимался этим и Андрее. И увлекся сороками. Почему сороками?

Он считает, что из птиц — близких спутников человека — жизнь сороки остается наиболее загадочной. Казалось бы, нет ничего проще — вести наблюдения за сорокой, ведь она постоянно на виду. Но птица так осторожна, что, несмотря на отдельные наблюдения натуралистов, во многом ее жизнь остается таинственной.

Поначалу, как и полагается, Андрее проштудировал массу литературы. И чем больше читал, тем больше возникало вопросов, на которые хотелось дать ответ. Где гнездятся сороки, какие у них гнезда, насколько близко они подступают к жилищу человека, как далеко отстоят друг от друга, чем сороки питаются, когда корма много, что делают, когда его не хватает, чем выкармливают птенцов, когда приступают к строительству гнезда, чем отличаются повадки старых птиц от молодых?

Руководили его работой сотрудники Таллинского зоопарка Сеппе Хелия и Раясте Тит, помогали молодой ученый Ако Левите и препо-