Юный Натуралист 1982-10, страница 25

Юный Натуралист 1982-10, страница 25

23

а она не обратит на вас внимания. Иное дело, когда вы захотите подкрасться к спящему козодою. Соблюдая максимум осторожности, вы сможете подойти к нему на семь-восемь шагов, не больше. Еще один шаг — и птица чуть-чуть приоткрывает глаза. Чувствуется, что она насторожилась, но не выдает этого ни одним, даже малейшим, движением. Еще шаг — и козодой мгновенно и совершенно бесшумно взлетает, широко и легко взмахнув длинными крыльями. Полет птицы стремительный и какой-то дергающийся, она как бы танцует в воздухе. Пролетев двадцать-тридцать метров, козодой, расправив крылья и планируя, садится на ветку сосны и тут же снова «исчезает», сливаясь с корой дерева.

Но почему он сидит не поперек ветки, как другие птицы, а расположился или, лучше сказать, улегся вдоль нее? И этому есть объяснение! У птицы слишком короткие лапки, ей не обхватить толстую ветку. Кроме того, сядь он поперек — тут же будет заметен.

В сумерки козодой вылетает на промысел. Приемами охоты он очень напоминает ласточек и стрижей — так же, как и они, ловит насекомых на лету. Его полет стремителен, с неожиданными резкими поворотами, крутыми переменами направления. Он то камнем падает вниз, то взмывает над землей. Такие способности нужны птице для успешной ловли ночных бабочек — тоже отличных летуний и тоже отличающихся неровным полетом.

Козодой совершенно бесшумно появляется перед вами из темноты ночи так неожиданно, что чуть не задевает вас крыльями, и столь же быстро исчезает в темноте. В этот момент он очень напоминает маленькую сову.

В конце апреля и первых числах мая козодои прилетают из Африки и Индии с мест зимовки домой, и почти сразу же у них начинается беспокойное время: нужно обзаводиться потомством. Его еще надо выкормить, вырастить и «поднять на крылья». По законам птичьего царства все начинается с брачной песни. Правда, те звуки, которые издает козодой, совсем непохожи на песню, ну, скажем, соловья или жаворонг ка. Они скорее напоминают журчание ручейка или даже мурлыканье кошки, которое птица издает без перерыва порой до пяти минут. Закончив песню тремя или пятью резкими выкриками, самец взлетает, широко взмахивая крыльями и ударяя ими одно о другое так, что звук разносится на большое расстояние.

Самка откладывает прямо на землю два белых с буроватыми пятнами яйца. С большой отвагой защищают родители свое гнездо. Сидящая на кладке птица не улетит при приближении человека. Случается так,

что ее можно почти задеть ногой, и лишь после этого она, забыв всякую осторожность, самоотверженно старается отвести неприятеля в сторону. Птица взлетает от гнезда и тут же падает, словно подстреленная, ложится на бок, ползет по земле. Когда же к гнезду подходят дети, козодои даже пытаются их испугать. С яростным шипением птица кидаетСя на них, раскрыв до отказа свой огромный рот. Странный вид какого-то непонятного существа часто обращает ребят в бегство. А бывает и так, что заботливые родители передвигают кладку в другое, более безопасное, место, если козодоев слишком часто беспокоят.

Прошло 17—18 дней, и птенцы начинают выклевываться — сначала один, через день другой. В момент появления на свет они зрячие, покрытые густым буроватым пухом. Без него малышам никак нельзя: на холодной земле да еще под дождем теплая «одежда» очень кстати. Взрослые птицы будут кормить малышей до тех пор, пока те не научатся как следует летать. А это обычно бывает к концу лета.

Но вот наконец молодые козодои совсем подросли, научились самостоятельно добывать себе корм. Теперь их можно отличить от «стариков» только по более коротким хвосуам. Незаметно закончилось и лето. Пора улетать в теплые края на зимовку. В конце августа — начале сентября козодои трогаются в путь, с тем чтобы следующей весной снова вернуться домой, на родину.

Случайно оказавшийся в неволе козодой не может привыкнуть к таким условиям и гибнет. Птенец, выкормленный человеком, приживается. Однако козодой — птица очень прожорливая и требует много корма, который не всегда можно заготовить в нужном количестве.

У козодоя обширная родня: в отряде девяносто два вида. Самым интересным из них по праву можно считать спящего козодоя. Странное название оправдано. Птица действительно впадает в спячку. Издавна индейцы, прежде населявшие запад Северной Америки, настойчиво говорили о птице, которая «зимой отправляется спать». Им, конечно, никто не верил — слишком уж невероятно звучал рассказ. И вот не так давно эти сведения подтвердились. Спящий козодой гнездится на западе Северной Америки. На зиму птицы прячутся в расщелинах и пещерах каньонов. При этом температура тела их снижается с 41 градуса до 18—19 градусов.

Козодои цепенеют совсем как некоторые млекопитающие, скажем, суслики или хомяки. Если среди зверей это совсем нередкое явление, то среди птиц козодои, пожалуй, единственные такие.

Н. ПАРАВЯН