Юный Натуралист 1982-10, страница 26

Юный Натуралист 1982-10, страница 26

СКАЗОЧНЫЙ ОСТРОВ

Его очень многие открыли для себя в детстве. А скольким это еще предстоит сделать. Встреча с ним всегда радость, учеба, знание, раздумье. И тяга вновь и вновь посетить его... Адрес запоминается сразу — Москва, улица Дурова, 4.

Главные гости здесь — дети. Но им разрешается брать с собой пап и мам. Надо сказать, что взрослые с удовольствием используют такую возможность. Словом, возраст его посетителей в полном смысле от двух/ до ста. Недавно здесь был дедушка ста четырех лет. Его привели внуки и правнуки. И трудно было определить, кто получил большее удовольствие — седовласый старец или его юные потомки. ,

Так случилось, что А впервые попал сюда уже взрослым человеком двадцать лет назад по воле своего четырехлетнего сына. Увиденное превзошло все ожидания. Почти в центре города, среди громад каменных домов, шумных площадей, потоков машин этот чудесный остров был непостижим, как тридевятое царство.

Огромный добрый слон звонил в колокол, а потом измерял себе температуру большим деревянным градусником, мыши садились в поезд и отправлялись в путешествие, черный ворон на вопрос: «Как тебя зовут?» — отвечал утробным басом: «Варря, Варря».

Нам не удалось тогда попасть на спектакль, где главными артистами были звери и птицы. Он шел в маленьком, всего на сто человек, зальчике. Желающих же посмотреть необычайное представление было гораздо больше. Но зато мы вдоволь налюбовались в небольшом саду удивительными учеными зверями.

У клеток с животными хлопотали люди в костюмах, похожих на цирковые.

— Смотрите, смотрите — дрессировщики,— говорили с уважением посетители.

— Дядя,— просили ребята,— покажите, что умеет делать ваш песик.

— Он математик,— отвечал дрессировщик.

— Как это?

— А вот задайте ему задачку на сложение или вычитание.

— От пяти отнять два!

И ребята недоверчиво во все глаза смотрят на небольшое, лохматое, с виду совсем обычное существо.

Дрессировщик улыбается.

— Хорошо. Ну-ка,— обращается он к своему питомцу,— так сколько будет, если от пяти отнять два?

Пес, «не задумываясь», отвечает: «Гав, гав, гав!» Ребята восторженно хлопают в ладоши.

Мой сын, тогда еще не умевший так хорошо считать, дернул меня за рукав:

— Он правильно сказал, правильно?

— Правильно,— ответил я.— Вот видишь, как полезно уметь считать. Пес заработал сахар. Надо и тебе научиться считать.

— Надо,— согласился сын со вздохом.

Несомненно, тот день запомнился малышам на всю жизнь и, конечно же, как-то повлиял на их характеры, а может, даже помог впоследствии выбрать профессию.

«Уголок добра и радости» — так назвали дети этот обетованный остров, созданный замечательным русским цирковым клоуном и дрессировщиком Владимиром Леонидовичем Дуровым (1863—1934). В начале века он приобрел в Москве на тихой улочке старинный особняк с садом и конюшней. А в 1912 году после переоборудования помещений для содержания животных и представлений открыл здесь научно-просветительное учреждение, которое известно ребятам как Уголок дедушки Дурова.

Владимир Леонидович был разносторонне одаренным человеком: артист, ученый- , зоопсихолог, художник, скульптор, музыкант, писатель. Все его творчество было посвящено единой цели — изучать и дрессировать животных, неся людям радость и знания.

Он создал принципиально новый метод безболевой дрессировки, так называемый метод вкусопоощрения, позволивший добиваться от животных невиданных до той поры результатов.

На фрагменте старого циркового плаката, воспроизведенного на этих страницах, дрессировщик показан с группой самых разных животных. У него кошки дружили с мышами, собаки с кошками, лисицы с зайцами, петухами, гусями, обезьяна ездила на свинье. У Дурова впервые стали работать животные, ранее не поддававшиеся дрессуре. У него выступали еж, муравьед, белый медведь, носуха, дикобраз, нутрия, гиена, журавли, аисты и множество других диких и домашних животных.

Болевая дрессировка, бытовавшая исстари в цирках, основана на страхе зверя или птицы перед человеком. Дурова пытались обвинить в том, что он якобы заменил страх голодом. Но это совсем не так. Дуров не работал с голодными животными. Практика показала — такое просто невозможно. А вот звери, не лишенные аппетита, отлично