Юный Натуралист 1982-11, страница 42

Юный Натуралист 1982-11, страница 42

Под охрану государства взят уникальный уголок полуострова Мангышлак — каньон Тамшалы, находящийся в тридцати километрах от города Форт-Шевченко. Здесь, в сердце высохшей пустыни, бьет поток почти пресной воды. Тысячи родниковых ручейков, струящихся по каменному козырьку грота, дают прохладу. Срываясь с трехметровой высоты, капли зве-_ нят, словно маленькие колокольчики. В сумраке, куда не заглядывает жгучее солнце, растет ежевика, выглядывают из травы грибы. Над тихим озерком склонились могучие ивы.

Побывавшие недавно в каньоне московские археологи обнаружили неподалеку от водопада, название которого в переводе с казахского означает «капель», стоянку древних людей. Еще в незапамят-

•4J

ные времена вырубили скотоводы-кочевники в плотной скале ступени, ведущие вверх на плато. Не нанося ущерба памятнику природы, решено поставить его на службу человеку. Вода, которая раньше уходила в песок, стала по трубам подаваться на центральную усадьбу совхоза «Акшу-курский».

Рис. В. Каневского

Попугаи не только украшение тропических лесов и квартир любителей птиц. Они еще и... сельскохозяйственные вредители. Когда едешь по дорогам австралийского штата Новый Южный Уэльс мимо полей кукурузы, пшеницы, подсолнечника, частые деревья издали кажутся покрытыми снегом. Неожиданно «снежная лавина», всколыхнув деревья, превращается в стаи из сотен крупных белых попугаев какаду. Опустившись на пшеничное поле, они начинают клевать поспевающие зерна. На их крики слетаются новые стаи какаду. Белоснежные какаду с потешными желтыми хохолками настоящее бедствие для австралийских фермеров. Они наносят полям огромный ущерб. Крестьяне делают на участках чучела, ставят силки и стреляют из ружей, но это мало помогает в борьбе против стай пернатых грабителей. Так красивые птицы стали настоящим бедствием для сельского хозяйства целого континента.

В Московском зоопарке получен приплод от парагвайской анаконды. В мире известно не так уж много случаев размножения этой змеи в не

воле. В 1974 году Лондонский зоопарк прислал в Москву самца такого удава. Сотрудники долго подыскивали ему пару. Весной прошлого года из Ленинградского зоопарка прибыла крупная самка. В конце сентября она вдруг отказалась от пищи — продолжала голодать, хотя вес ее оставался прежним. И вот спустя девять месяцев анаконда родила семь детенышей. По внешнему виду они не отличаются от взрослых, кроме размера. Весили они в среднем сто шестьдесят граммов, длина — шестьдесят семь сантиметров.

Как правило, роды у анаконды происходят в воде. Детеныши появляются на свет в тонкой оболочке. Мать берет новорожденного в рот и зубами разрывает оболочку. Иногда анаконда пожирает

своих детенышей. Опасаясь этого, сотрудники зоопарка заранее положили в террариум ветки, где в случае преследования со стороны матери детеныши могли бы укрыться. С первых дней они проявили свою агрессивность. Они открывали пасть и бросались в сторону человека. Первый раз змееныши поели лишь через неделю после рождения, после первой линьки.