Юный Натуралист 1982-11, страница 46

Юный Натуралист 1982-11, страница 46

44

звон смолкал на рассвете. А может, это были не комары, я так ни одного и не видел.

Утром почти всегда в одно и то же время из-за горы появлялся беркут. Переваливал гребень на бреющем полете и стремительно бросался вниз по распадку.

Я представлял, как беркута выносило в небо над широкой равниной и он парил, отдыхая от трудных полетов по ущельям.

В первый день, увидев меня и палатку в урочище, беркут встревожился. Резко взмыл вверх, превратившись в крошечную точку. Он висел в небе весь день. Своим невероятно острым зрением беркут видел все и, убедившись, что я без ружья, перестал опасаться.

Этой воздушной дорогой он пользовался только утром.

Где-то за гребнем находилось, видимо, его гнездо.

Беркут пролетал гребень на очень низкой высоте, едва не касаясь крыльями черных и серых камней. И я решил взобраться на гребень, может, удастся увидеть его гнездо.

За гребнем оказалось глубокое ущелье, пропасть двухсотметровой ширины и глубиной километра в полтора. На дне кипел белый поток. По другую сторону ущелья вздымались крутые серые скалы.

Мрачные места!

На гребне стояло черное сухое дерево. Какое, не определить: умерло давно. Ствол стал

блестящим, словно мраморным, ветвей мало, но каждая выкована будто в кузнице.

Гнездо беркута, возможно, в ущелье, не очень высоко от потока. Он снимается из гнезда навстречу постоянно дующему тут ветру и к гребню едва успевает набрать нужную высоту. Перевалив его, ныряет вниз, на равнину.

Однажды вечером в урочище послышался шум, словно били палкой по матрасу. Выскочив из палатки, я увидел на фоне заходящего солнца беркута на мертвом дереве. Он бился раскинутыми крыльями и не мог взлететь.

Я бросился наверх — легко сказать! — все же круто и неблизко.

Когда добрался до дерева, было еще светло. Беркут притих. Я взглянул наверх и отшатнулся: на меня в упор смотрели два круглых неморгающих глаза. Орел слегка балансировал распахнутыми крыльями.

Приглядевшись, я понял, в какую беду попала птица. И смешно и грешно! В кривых когтях застряла гладкая, овальной формы фанерка. Где-то в небе беркут атаковал планер или модель самолета. Конечно, сбил, но и сам пострадал. Пикирующий удар был такой силы, что когти пробили многослойную фанеру.

Как он добрался до этого дерева? Здесь фанера застряла в развилке. Беркут молча и яростно бился за свою свободу.

Освободить! Но я не захватил даже ножа.

Снова подошел к дереву, попытался влезть