Юный Натуралист 1982-11, страница 7

Юный Натуралист 1982-11, страница 7

Сопричастность

После грозы еще вчера раскаленная степь дышала утренней прохладой и полынью. Орлик лихо копытил притихшую после дождя дорогу и уступать первенства не собирался. Конь с диковатыми, блестящими глазами — отцовский подарок Кларе Биргебаевой. Отстав на полкорпуса, следом за командиром скакали к отаре Миша Циммерман и Юра Гайваровский. Выехали сразу, как только кончилась гроза. «Как там, в отарах?» Никто вслух этого вопроса не задавал. Переживали про себя. Накануне в отарах начался окот. Только что появившимся на свет ягнятам необходимо было тепло и солнце, покой и забота, а тут холодный ветер,, ломавший деревья, дождь, наполнивший до краев рытвины в степи. Именно поэтому, подгоняя лошадей, спешили жители села на помощь чабанам.

Встречный ветер бился в концах галстуков, распахнул на Юре рубашку. Только не до нее было сейчас, не до того, как ты смотришься в седле,— успеть бы!

Отца Клара увидела издалека. Он стоял у перевернутого ветром чабанского вагончика. А подскакав поближе, встретившись с отцом глазами, Клара поняла, что и ему, опытному, знатному на всю округу чабану пришлось нелегко.

— Ай да молодцы! Ай да вовремя! — Чабан расправил плечи.— Такой ветер был, думал, унесет моих ягнят, как тополиный пух. Ничего, выдержали, все на месте.

— Раненых нет?

— Вместе смотреть будем,— улыбнулся отец.— Осмотрим, накормим и к соседям. У них ведь тоже шквал прошел.

Ягнят ребята осматривалй особенно внимательно. И маленькая ранка в жару может обернуться для малыша бедой.

Вытаскивая из копытца прихрамывающего ягненка невесть как попавшую щепку, Миша вдруг спросил:

— Дядя Абдрахман, а когда вагончик перевернулся, ты где находился?

— С овцами. Не давал отаре разбежаться. С ягнятами... Вы уж их берегите там у себя на откормочной площадке. Скоро передавать их вам буду...

И приближался тот день.

В июне, ожидая его, отряд не сидел на месте. Пока в отарах шла отбивка — малышей потихоньку отлучали от матерей, приучали к

самостоятельности,— Клара вместе с друзьями выходила помочь стригалям, оборудовали свой «полевой стан». Ребята показывали свое хозяйство, рассказывали о графике работы летом, а я наблюдал за Кларой и удивлялся переменам, происшедшим с ней за год после Всесоюзного слета пионеров, после конного похода, участницей которого она была. Вспомнилось, как, сняв запыленную буденовку,' боясь пропустить слово, записывала Клара рассказ ветерана-доваторца, как дежурила у заболевшей в походе Маришки Барановой... Вспомнилось и звонкое деловое выступление пионерки Биргебаевой с высокой трибуны VIII Всесоюзного слета пионеров. Интересных встреч, событий, впечатлений в те памятные дни было немало. Я пытаюсь найти то, с чего начался Кларин отряд, как родилась идея организации отряда юных овцеводов, а она смущенно пожимает плечами:

— Знаете, как-то само получилось. Ехала домой со слета, думала, о чем расскажу ребятам. А в обкоме комсомола вдруг об отряде заговорилось... Так все и началось—со слета...

По-разному отнеслись в районе к просьбе пионерского отряда — доверить на лето три с половиной тысячи ягнят. Почему?