Юный Натуралист 1982-12, страница 18

Юный Натуралист 1982-12, страница 18

16

Наступил первый зимнии месяц. Частые снегопады будто переворачивают белые страницы, на которых легко читаются лесные новости. Следы указывают, где особенно много скопилось грызунов, где и чем кормится белка, куда ходит мышковать лисица. Выпадет снег, и скрытная жизнь четвероногих станет более понятной. Кажется даже, что зверей стало больше. Так многочисленны заячьи следы возле поваленных осин или частые перебежки белок от елки к елке.

В старом ельнике попались куньи следы. То ли пришла откуда-то куница, то ли и летом здесь была, да не обнаруживала себя до первой пороши. А вот птиц стало совсем мало. Последние перелетные: грачи, реполовы, зарянки — исчезли почти месяц назад, к середине ноября. В это же время пропали с водоемов и поздние пролетные утки: крохали, турпаны, морянки, хохлатые и морские чернети. Правда, и теперь еще можно увидеть около заснеженных кустиков лебеды

Самая наша маленькая птичка, королек, и зимой остается у нас.

нахохленного жаворонка или зеленушку, а то и поднять с незамерзающего ключа утку. Но это те птицы, которые по каким-либо причинам остались у нас на зимовку.

В отдельные мягкие зимы иногда можно, кроме грачей, зеленушек и реполовов, встретить зябликов и скворцов.

Сейчас в средней полосе даже с прилетевшими на зимовку с севера насчитывается немногим более полусотни видов птиц. Это примерно одна четверть от всех оседлых и гнездящихся здесь видов. Смотришь на кормящихся по бурьянам чечеток и снегирей, вслушиваешься в стук дятлов или попискивание синиц в ветвях елей и думаешь: «А где же те, кто оглашал летний лес своим пением? Что делают птицы вдали от родных мест?»

Сейчас, когда мы бродим по заснеженным лесам и всматриваемся в следовые строчки, на далеких местах зимовок появляются те перелетные птицы, которые покидают наши края последними. Грачи, отлетевшие из Подмосковья в октябре, оказались в Средней Европе. Здесь, в ГДР и соседних с ней государствах, они проведут всю зиму. Реполовы и зеленушки откочевали на юг, однако пределов Европы не покинули. Зарянки остановились на зимовку в Южной Европе, но многие из них продвинулись еще дальше, в Северную Африку. Утки, которых мы поздней осенью встречали на водоемах средней полосы, двигались на зимовку в двух направлениях. Одни летели в сторону заката, в Западную Европу, другие — на юг, к мелководным заливам южного Каспия. В декабре там появляется основная масса крохалей, гоголей, чернетей.

Захватывающее это зрелище, когда в темнеющем небе пролетает стая за стаей и воздух звенит от множества тугих крыл.

«На севере резко похолодало»,— говорят тогда местные жители. Моряки знают, что весной и осенью во время

Пеночки на зимовке встретились с нарядным тропическим трогоном.

пролета на борт судов часто опускаются на отдых уставшие птицы. Помню, на Дальнем Востоке к нам на судно то и дело залетали коньки и лапландские подорожники, а однажды кулик-камнешар-ка спрятался на борту от шквального ветра и целых двое суток не хотел улетать. Довольно часто гостями судов бывали хищные птицы. Сапсаны усаживались на самую высокую мачту и зорко осматривались вокруг. А как-то ночью в одном из курильских проливов в свете ламп стали появляться стайки маленьких буровато-серых и желтоватых птичек. Это летели охотские сверчки — птицы из семейства славок. Они гнездятся по побережью Охотского моря, на Сахалине, Камчатке и Курильских островах. Их путь на зимовку в Индонезию и на Филиппины пролегает вдоль Курильской гряды и Японии. И хотя им не пришлось преодолевать такие большие водные пространства, как другим птицам, они выглядели сильно уставшими. Это говорит о том, насколько труден и опасен бывает путь птиц на зимовку и обратно.

В Южной Атлантике на наше научно-исследователь