Юный Натуралист 1982-12, страница 35

Юный Натуралист 1982-12, страница 35

Осенью- понижение температуры—главный сигнал всем амфибиям и рептилиям нашей фауны — скорее в укрытия. Да и корм, разная мелкая живность, которой они питаются, с холодом исчезает.

Когда по ночам столбик термометра приближается к нулю, травяные лягушки скапливаются в ручьях, влажных долинах, канавах, оврагах. По этим трассам они устремляются в водоемы со скоростью 200—250 метров в час. До зимних квартир расстояние обычно не превышает двух километров, так что на все путешествие у них уходит не более суток.

На дне водоема лягушки стараются устроиться поудобнее: поджимают задние лапки под брюшко, а передние приподнимают к глазам и выворачивают «ладошки» наружу. Так и спят всю зиму. Эта поза не случайна. Кожа лягушки, и особенно ладошки, пронизана кровеносными сосудами, через которые кислород поступает в организм.

Обыкновенные тритоны, почувствовав, что конец теплу, далеко от мест летнего обитания не уходят. Они или отыскивают чужие подземные убежища, или, работая передними лапками и тараня головой мягкую лесную подстилку, труху древесную, торф, зарываются поглубже.

Ящерица прыткая тоже заранее к зимовке не готовится. Похолодает — спрячется в свою летнюю норку или чью-то займет. Лапками подправит кое-где. Вход и выход землей или травинками закроет. И спит.

Все зимние адреса, кто где спит, не перечислишь. Главное, чтобы они не были известны Деду Морозу. Он для всех зимовщиков визитер очень опасный.

Одна из наших Почемучек каждый день ходит в школу за три километра. По дороге она видит много интересного. Вот ее рассказ.

Дорога в школу

Я живу в деревне Нижний Матур, а школа моя находится в другой деревне — Верхний Матур. Хожу каждый день по красивой дороге — снег хрустит под ногами, воздух чистый. В одно и то же время и в одном и том же месте встречаются мне снегири и свиристели. Они прыгают по дороге и как будто что-то клюют. Как только я к ним приближаюсь, они вспархивают и улетают. Я думала, что они тут завтракают и решила каждый день приносить им разные зернышки. Пусть завтрак будет вкуснее.

Светлана УЛЬЯНОВА

Деревня Нижний Матур Таштыпского района Хакасской автономной области

Биолог Леонид Анатольевич Сонин, наблюдая за пестрым дятлом в зимнем лесу, выследил его за любопытнейшим занятием. Хотите послушать?

Загадка пестрого дятла

Животные в заснеженном лесу большую часть времени тратят на поиски пищи. Хотите увидеть зверя или птицу — ищите в местах кормежки. Например, на участках леса, где много крупных плодоносящих елей или сосен с тяжелыми медными шишками.

В этом году в Подмосковье был хороший урожай еловых шишек. В лесу то здесь, то там на белой снежной скатерти следы: темнеют шишки на снегу. На первый взгляд все они одинаковые — чешуйки поломаны, а то и вовсе отделены от стерженька. Белка, лесная хлопотунья, лакомилась еловыми семенами. А вот кто-то засунул растрепанную шишку в трещину коры старого дуба. Это дятел сильным клювом расщепил все чешуйки. Зимой корма в лесу мало, и он пита&тся семенами хвойных деревьев. А трешина в дубовой коре для него вроде станка с тисочками. Дятлы иногда даже специально выдалбливают в стволе дерева углубление, чтобы удобнее было укреплять шишки.

Я давно гадал, как же дятел собирает их в лесу? Белка — понятно: если надо сорвать шишку с дерева, перекусывает черешок острыми зубами. Клесты пользуются своими замечательными клювами-ножницами, отстригают веточку, на которой держится шишка. Но у дятла клюв хорош только как долото. Долго не удавалось мне решить эту задачу, пока однажды случай не помог. Познакомился я