Юный Натуралист 1982-12, страница 43

Юный Натуралист 1982-12, страница 43

УРОК ДАЯ ЮЛЬКИ

Юлька Прусакова нашла скворчонка. Птенец был голый и головастый, с огромным ртом. Каким-то образом скворчонок вывалился из скворечника, и, если б не Юлька, быть бы ему в лапах у кошки.

— Ну что же с ним делать? — сказал Юль-кин отец, держа на ладони немощного птенца.

Червяков, которых добыла Юлька, скворчонок глотать отказался. Скорее всего птенец бы умер. Но Леонид Николаевич, отложив дела, полез на чердак, достал запыленную старую клетку и поселил в ней скворчонка. Клетку повесили прямо возле окна на березу, а когда вымыли руки и сели попить чайку, то увидели: на крик найденыша прилетели два старых скворца. Возможно, то были родители, а может, и любая пара скворцов готова усыновлять пострадавших. Две птицы на полчаса перестали летать к скворечнику и носили еду только в клетку. Скворчонок раскрывал клюв, просунув его между прутьев, и в рот ему попадали зеленые червяки, жуки и козявки, найденные тут же, в саду, на яблонях. Наглотавшись, птенец задремал, и только теперь скворцы стали таскать добычу в скворечник.

Восемь дней Юлька наблюдала в окно за жизнью скворчонка. Иногда отец, строивший после работы лодку, тоже садился к окну. Скворцы не боялись людей, и чем больше становился птенец, тем чаще его кормили. На ночь, чтобы птенец не замерз, отец снимал клетку и приносил в комнату, где спала Юлька. Утром всех в доме будили скворцы. Они садились у окна на березку и поднимали крик. Птенец отвечал им из комнаты. Юлька вставала, вешала клетку на дерево и садилась у окна наблюдать...

Это все рассказала бабушка Юльки, машинистка нашей редакции. Я поехал взглянуть на скворчонка. Мы сели с Юлькой на подоконник и стали ждать... За час восемнадцать раз садились скворцы на жердочку перед клеткой и клали в раскрытый клюв гусениц и жуков. Скворчонок в клетке был теперь почти взрослым скворцом.

— У него только перья пока что серые, а не черные,— размышляла вслух Юлька,— Папа сказал, послезавтра пора выпускать, он уже не погибнет...

Теперь Юлькин скворец уже на свободе, а это и есть счастливый конец маленькой житейской истории. Главное в ней — урок доброты. Юльке семь лет. В эту пору душа человека доверчива и открыта. Какое зерно уронишь — такое и прорастает.

У нас в типографии в одном из цехов стоит хороший аквариум. Высыпая корм рыбам, обычно слегка щелкают пальцами по стеклу. Рыбешки так привыкли к сигналу, что, стоит постучать в прозрачную стенку, мгновенно собираются к этому месту. Таким же образом можно собирать не только домашних крошечных рыб. На одном из прудов Подмосковья я наблюдал, как огромные карпы косяком плыли за лодкой с кормами, стоило рыбам услышать скрип весел. Карпы брали еду с лопаты и даже с протянутых рук человека.

ПУТЬ К СЕРДЦУ