Юный Натуралист 1983-01, страница 13

Юный Натуралист 1983-01, страница 13

устремилась вода. Излом реки высотой не менее сорока метров. Это самый большой коль-ский падун из тех, что мне довелось увидеть. Вода в нем пробивает себе дорогу через нагромождение скал. Каскадов и сливов множество. Охватить водопад одним взглядом невозможно. Немало времени нужно, чтобы осмотреть его с разных сторон. В указанном проводниками месте переправляемся вброд через один из сливов. Дух захватывает! Совсем рядом от переправы вода низвергается на 20 метров. Теперь мы оказались на скальном острове, в самом центре оркестра падуна, среди его «музыкантов» — каскадов. Ощущаем их влажное, бодрящее дыхание. Сверху, снизу, со всех сторон, куда ни посмотришь, падающая вода, фантастическая игра пульсирующих струй, вобравших в себя верховое и донное течение реки. Фонтаны брызг. Шум каскадов. Прямо перед нами стена падающей воды большого, широкого каскада, чуть подальше — другой каскад, вода в котором с ревом ударяется в выступ скалы и, разлетаясь веером, падает вниз мощной струей. А сверху над головой повисло динамичное облако мельчайшей дождевой пыли. Облако во власти ветра, и его порывы бросают нам в лицо дождевые вихри. Но вот из-за туч показалось солнце, и все вокруг расцветилось яркими красками, целая гамма оттенков появилась в окружающих падун диких и суровых скалах. Стали ослепительно белыми пенные струи падуна, а в водяном облаке над водопадом вспыхнула яркая радуга.

Один из каскадов водопада на Чапоме.

Толя спустился вниз по крутым розовым скалам к самому подножию падуна, машет нам оттуда рукой, зовет к себе. Спускаемся к нему. В большом омуте под падуном ходит бурунами темная, иссиня-черная вода, плавают скопления белой и желтоватой пены. Шум воды здесь еще сильнее. А на противоположном берегу сказочным замком высятся скалы, поросшие вековым стройным лесом, кустарником, расцвеченные зеленью и северными цветами.

«Любуйтесь,— с гордостью говорит нам Семен Чеченин,— вот он какой, наш Север! Может, в других краях и не сыщете такой красоты».

Когда мы возвращались из тайги в поселок и переходили речку Чапому по перекинутым через нее мосткам, наблюдали, как ребята брали из реки воду для питья. Привязав лодку к мосткам, они черпали ведром прямо из речной стремнины и наполняли бочки. Хрустальная, чистейшая вода пришла в поселок от живительного источника — Чапомского падуна.

В поселке нас встретил председатель здешнего рыболовецкого колхоза «Волна» —приветливый помор Александр Петрович Стрелков, поинтересовался, понравился ли нам падун. Он разделял наши восторженные отзывы, гордый за красоту родных мест.

И. МАЗИН Фото автора