Юный Натуралист 1983-01, страница 16

Юный Натуралист 1983-01, страница 16

?J8>

Короток зимний день. Пока мы добрались до маленькой, затерянной среди лесов деревни, синий сумрак будто выполз из леса и повис над сугробами. Все сильнее скрипел под ногами снег, и на темном своде неба отчетливее и отчетливее проступали звез- , ды. Мороз крепчал. Вскоре в маленькой избушке ярко пылала печь.

На другой день, когда изба достаточно прогрелась, под потолком вдруг что-то зашевелилось, взмахнуло крыльями, и по комнате запорхала бабочка павлиний глаз. Странно было видеть ее среди зимы, в избушке с заиндевевшими окнами. Откуда взялась она здесь?

Помните, как резко сократилось количество бабочек с увяданием цветов и частыми сентябрьскими заморозками? Уже не вились хороводы ночных мотыльков вокруг зажженных ламп, а над лугами даже в солнечные дни все реже мелькали белые крылья капустниц, брюквенниц и других белянок. Увидев потрепанную, с потертыми крыльями бабочку, невольно подумаешь, что недолог век этих насекомых. Но не все бабочки погибают с наступлением осенних холодов. С середины сентября, когда еще стоят яркие дни бабьего лета, часть бабочек перестает посещать цветники. Павлиний глаз, крапивницы, многоцветницы и углокрыльницы залетают в темные прохладные помещения: сараи, чердаки, погреба,

Странно видеть на фоне снега зимующую зубчатокры-лую совку.

пещеры. Там, сложив крылья, усаживаются на деревянных потолках или холодных сводах и засыпают. Еще пылают осенние костры нарядных рощ, еще солнце нежаркими лучами ласкает перелески, еще к последним цветам пустеющего сада продолжают прилетать отдельные крапивницы и углокрыльницы, а укромных уголках зданий и ' пещер уже сидят многие бабочки, приготовившиеся в таком оцепенении провести долгую зиму.

Пока их сон неглубок. Если их потрогать, они проснутся, слетят с места. Но вскоре опять постараются спрятаться куда-нибудь. Но когда термометр опустится за нулевое деление, оцепеневших насекомых можно спокойно брать в руки. Они не проснутся до тех пор, пока их не отогреешь. Вот и этот павлиний глаз, что порхает сейчас по комнате, спокойно зимовал в холодной избушке, пока тепло натопленной печи не вывело его из зимнего сна.

Гляжу на веселое мелькание пестрых крыльев и вспоминаю: каких еще бабочек встречал на зимовках?

По склонам лесных оврагов, вблизи опушек и лесных полян под опавшей листвой прячутся на зимовку лимонницы. Вьюги намели над ними сугробы. Бродят сверху в поисках добычи лисицы и ласки. Опускаются на снег сороки и сойки. И все же зимующие под снегом бабочки мало доступны для хищников. Но только начнут сходить снега, на лесных проталинах станут часто попадаться желтые крылышки этих бабочек. Значит, дотошные синицы или другие птицы отыскали так и не успевших проснуться насекомых.

Помню, как был удивлен, когда впервые увидел зимующую бабочку. Отодвинул промерзщий кирпич у стены подвала, а там, на холодном камне, заиндевевшая, но живая зубча+окрылая совка. После этого, покопавшись в книгах, я узнал, что, помимо

Ополовники

некоторых пядениц, совок и уже называвшихся лимонниц, крапивниц, углокрыльниц, зимуют и еще некоторые бабочки. Особенно это характерно для семейства нимфалид, к которому относятся наши наиболее яркие дневные бабочки: адмирал, камилла, тополевый ленточник, перелив-ница, траурница. Еще одна представительница этого пестрого семейства — репейница, также не погибает осенью. Но она не остается зимовать в наших краях, а, подобно перелетным птицам, откочевывает на юг за многие сотни километров.

Вот эти перезимовавшие бабочки и попадаются нам весной раньше всего. Лишь только начнут появляться проталины и солнце обогреет

Устроившаяся на зимовку углокрыльница сложила крылья и стала похожа на потрепанный прелый лист.