Юный Натуралист 1972-07, страница 12

Юный Натуралист 1972-07, страница 12

10

| БАБОЧКА, J

|КОТОРАЯ |

IКРИЧИТ 1

l i mmmmmmmm

После ужасного извержения Кракатау в 1883 году на близлежащей Яве появились огромные рои бабочек. Яванцы считали, что это души умерших, души 30 тысяч человек, которые погибли, когда взорвался вулкан.

Такое представление присуще не одним яванцам. Всюду с незапамятных времен связывают бабочек со сверхъестественными силами. Когда на Цейлоне появляются стаи мигрирующих бабочек — а перелетные бабочки, как и перелетные птицы, есть во всех частях света, — местные жители говорят, что это души отправились на паломничество в Мекку.

Египтяне тоже помещали душу человека в ночную бабочку, а древнегреческие естествоиспытатели, например Аристотель, порой одним и тем же словом обозначали бабочку и душу. Не случайно античное искусство наделяло Психею бабочкиными крыльями. Так что наука о бабочках — ле-пидоптерология — вполне могла в наши дни получить наименование «психологии»...

Все это лишний раз позволяет понять, почему народная фантазия особенным ужасом окружала одну из самых крупных бабочек Европы, на темной пушистой спинке которой можно увидеть охристо-желтый рисунок, напоминающий мертвую голову. Немцы так и называют эту бабочку — «мертвая голова», как, впрочем, и англичане, и датчане, и русские. Даже Линней дал ей самое жуткое название, какое только мог придумать: Ахеронтиа атропос, по названию Ахерона — последней реки перед царством смерти, и по имени богини рока Атропос — «неотвратимая».

Если такая «мертвая голова» на легких крылышках влетала в комнату больного, это считалось почти верным предвестием смерти, не менее верным, чем если через

порог переступал черный медляк-вещатель Блапс мортисага или в комнате начинал скрипеть другой жук — Анобиум пертинакс, точильщик домовый. Но хуже всего, если «мертвая голова» начинала исполнять свою «заупокойную песню». Это было равносильно окончательному приговору.

В самом деле, эта крупная бабочка умеет кричать! Она кричит на ходу. Если заточить ее в коробку, она примется кричать еще хуже. А если взять ее в руку и надавить, послышится совершенно отчаянный писк. Звук до странности похож на тот, который издает маленькая «озвученная» кукла, — резкий, пронзительный. Среди всех бабочек, да и насекомых вообще, не известно другого такого случая. И не сразу удалось выяснить ученым механизм звучания.

Первым пристально изучал «мертвую голову» и ее грозный звук французский физик и зоолог Реомюр. Он подробно рассказывает о своих исследованиях.

«Бабочки, во всяком случае, те, которых знаю я, — самые безмолвные изо всех животных, — пишет Реомюр. — Если они и издают какой-либо звук, то лишь своими крылышками, да и то в полете. Эта же бабочка, когда ползет, издает звук, который связывали со Смертью. Тогда это крик доброго духа, сокрушающегося о бедах, которые он предвещает».

Дальше Реомюр советует «физикам» поближе изучить этот своеобразный крик и описывает собственные наблюдения. «Мне удалось установить, — сообщает он, — что ни трение крылышек друг о друга, или о брюшко, или о грудь, ни трение брюшка о грудь, ни трение суставов тут совершенно ни при чем».

Сколько он ни старался устранить вся