Юный Натуралист 1983-01, страница 19

Юный Натуралист 1983-01, страница 19

17

увеличительное стекло и маленький, тонко отточенный скальпель — «меч». Давайте отрубим щупальце, оно вырастет снова. Отрубим два, три — и опять они восстановятся.

Сначала на месте среза появится бугорок, затем он увеличится в размере и превратится в недостающее щупальце. Это вовсе не сказка. Биологи назвали такой процесс регенерацией. Но возможности гидры этим не ограничиваются. Что, если рассечь гидру пополам? Из каждой половинки образуется целое животное. Да что там половинки, на сто и даже двести частей можно разрубить ее, и из каждого кусочка вырастет новая особь. Правда, тут есть хитрость: подошва гидры либо совсем не регенерирует, либо делает это не полностью, зато чем ближе ко рту, тем активнее идет восстановление. А вот поперек рассеченные части уже не дают полного превращения: появляются гидры-уроды с двумя или тремя щупальцами.

А если не отсекать от гидры куски, а делать только боковые надрезы на ее теле? Здесь нас поджидает сюрприз. На месте каждого надреза появляется рот, а вокруг него вырастают щупальца.

Французский ученый Трамбле применил такой исследовательский прием — взял и вывернул гидру наизнанку, ведь она же представляет собой «мешок» из двух слоев клеток. Что же получилось? Вы думаете, гидра погибла или начала выворачиваться обратно через узкий рот? Ничего подобного. Клетки гидры начали ползти, как бы просачиваясь друг через друга. И все то, что должно было быть внутри или снаружи, вновь оказалось на своем месте. Откуда же все клетки гидры «знают», где они должны находиться в целом животном? Может быть, эксперименты с другими обитателями нашего пруда помогут ответить на этс(т непростой вопрос?

Объект для экспериментов искать долго не пришлось. Вот он ползет по старой ветке тополя, упавшей когда-то в пруд. Это плоский червь — пятнистая планария. На голове видны два глаза и торчащие в стороны обонятельные ушки. И передвигается она очень странно — не изгибает тело, а скользит по поверхности, как бы планирует. Объясняется это тем, что микроскопические реснички, которые покрывают тело планарии, бьют по воде, и она плывет.

Много удивительных особенностей у планарии, но самая интересная — способность к регенерации. Она может восстановиться из одной трехсотой части своего тела. Однажды ученые скальпелем разрезали пла-нарию на мелкие кусочки. Приходят через неделю — а по дну кристаллизатора ползают маленькие планарии — точные копии той самой, большой.

Ученые решили узнать — насколько можно уменьшить размеры тела существа после нескольких регенераций. Кропотливая это работа, не каждый аа нее взялся бы, однако английский биолог Ф. Гольмс провел такие опыты. Он разрезал пятнистую планарию на десять частей, дождался, когда восстановятся все органы, то есть получил животное в десять раз меньшее, и опять разрезал его на десять частей. Так он получал животных все меньших и меньших размеров, пока наконец крошечные планарии, ничем по организации не отличающиеся от исходных, не перестали регенерировать. Такие малютки состояли из считанного числа клеток. Еще бы, ведь их удалось уменьшить в тысячу пятьсот раз по сравнению с нормальными животными.

Значит, каждая часть планарии «знает» все о целом организме, из какого места она бы ни была взята. И не только «знает», но и может из имеющегося материала построить целый организм, всегда «помнит», где должна быть голова, а где хвост. Тут можно провести аналогию с магнитом, у которого есть южный и северный полюса. Если распилить его, то у каждого кусочка будет свой северный и южный полюс. Дело в том, что атомы металла ориентированы так, что, как бы мы ни разделили магнит, на поверхности, от которой отсекался кусок, окажется все тот же полюс магнитного поля, что был до отсечения. Подождите!

Д1ожет, и у планарии, которая четко восстанавливает недостающий конец, тоже есть поле — магнитное или электрическое, а может, еще и неизвестной нам природы?

Отсекаем у планарии голову и подносим к тому месту, где прежде находилась голова, датчики. Ни магнитного, ни электрического поля они не обнаруживают. Много сил потратили ученые всего мира, чтобы найти известные человеку физические по-

3 «Юный натуралист» № 1