Юный Натуралист 1976-06, страница 29

Юный Натуралист 1976-06, страница 29

27

Жью-Йорк... Серые кубы небоскребов, шум, асфальт, запруженные машинами улицы между громадами домов. По ночам над городом-гигантом встает многоцветное зарево неоновых реклам. Но что это! В самом центре города вокруг уличного фонаря в праздничном хороводе кружатся какие-то крупные бабочки. Здесь — в царстве железа, асфальта, бетона! Трудно глазам поверить. И все-таки бабочки самые настоящие, и не какие-нибудь жалкие моли, а могучие красавицы с причудливо загнутыми шоколадными крыльями, расчерченными изящным рисунком (фото 1).

Самое удивительное, что такую бабочку, обычную в большом американском городе, не встретишь среди нетронутой природы, в лесу или на лугу.

Зовется она цинтия, или айлантовый шелкопряд, и принадлежит к семейству бабочек-павлиноглазок, или сатурний. Ночные бабочки обычно не блещут красотой, сатурнии — исключение. Их бархатные крылья переливаются золотистыми, коричневыми, розоватыми тонами, блещут серебряные и перламутровые пятна и полосы. Крылья сатурний не пестрят мелким узором, как у многих дневных бабочек. Их украшает простой, сдержанный, изысканный орнамент, будто выписанный талантливым художником. На крыльях многих сатурний сверкают радужные пятна — глазки.

Раньше ученые полагали, что эти пятна отпугивают врагов — птиц и мелких зверьков. Увидит, мол, птица на крыльях бабочки страшные круглые глаза — решит, что перед ней сова или пантера, испугается и улетит. Но даже мы, люди, с развитой человеческой фантазией, не усматриваем в плоских крыльях бабочки, расцвеченных яркими глазками, особого сходства со зловещей совиной физиономией. Тем более странно ожидать столь буйного воображения от птицы.

Глазчатые пятна действительно иногда спасают бабочек от врагов, но по-иному. Когда коричневая сатурния сидит на такого же цвета древесной коре, заметить ее нелегко. Нужно особо внимательно всматриваться в рисунок коры — только тогда увидишь. Пятна-глазки имеют большое сходство с играющими в солнечных лучах дождевыми или росяными капельками. Такая блестящая «капелька» на конце крыла сатурнии привлекает внимание птицы и вместе с тем отвлекает ее от осмотра соседних участков коры. А именно там, по соседству, можно разглядеть весь контур крупной бабочки, распластавшейся на стволе. Взглянув на «капельку росы» и ре

шив, что ничего съедобного здесь нет, птица торопится дальше.

По-иному «работают» глазки на крыльях других видов сатурний. У них передние крылья невзрачной окраски, а задние — ярко-розовые или золотистые, с крупными голубыми глазками (фото 3). Когда бабочка спокойна, они спрятаны под передними крыльями, но потревоженная бабочка на миг приоткрывает их и снова прячет. Птица, естественно, ошеломлена внезапным появлением перед глазами яркого пятна и может в испуге улететь. Но даже краткого замешательства врага для бабочки достаточно, чтобы взмахнуть крыльями и задать стрекача.

Сатурнии-актиасы — салатно-зеленые. Днем они прячутся среди листвы. Взглянув на прихотливо вырезанные крылья ак-тиаса, можно подумать, что это житель далеких тропических стран: уж очень экзотический облик у бабочки (фото 4). Однако актиас встречается и у нас на Дальнем Востоке. У актиасов удивительная гусеница: в начале развития она красновато-коричневая и похожа на веточку, а когда подрастет, становится ярко-зеленой и держится в гуще листвы (фото 2 и 5J.

На юге нашей страны водится еще одна замечательная сатурния — большой ночной павлиний глаз. Как она выглядит, подробно рассказывать незачем. Достаточно указать размах крыльев этой бабочки — пятнадцать сантиметров, так что спутать ее с какой-нибудь другой невозможно. Большой ночной павлиний глаз — крупнейшая бабочка Европы и Советского Союза. Но и этот великан среди бабочек покажется невзрачным рядом с тропической сатурнией-атласом, у которой размах крыльев под тридцать сантиметров.

Энтомологи прошлых времен по традиции присваивали родам и видам бабочек имена античных богов и героев. Название сатурний происходит от Сатурна — могучего божества, повелителя вечно и неумолимо текущего времени. Название удачное. Действительно, в облике этих крупных бархатных бабочек с изысканно-строгим рисунком на крыльях чувствуется какое-то величие, столь редко встречающееся в мире насекомых.

Но мы слишком далеко ушли от «каменного леса» Нью-Йорка. Не пора ли вернуться к сатурнии-горожанке! Вместе с айлантовым шелкопрядом в Северной Америке живет еще полтора десятка видов сатурний. Увы, все они за последние десятилетия стали большой редкостью. Прекрасных бабочек безжалостно истребляли коллекционеры. Роковую роль волшебной дудочки крысолова в судьбе сатурний сыграли современные уличные

4*