Юный Натуралист 1983-04, страница 21

Юный Натуралист 1983-04, страница 21

20

одновременно припудривая их порошком из пуха. Именно благодаря ему и не намокают перья и не впитывается рыбья слизь, иначе бы птица не смогла подняться в воздух.

Считанные разы я видел: словно сжатая пружина, распрямлялась шея цапли и молниеносно с силой брошенный клюв настигал рыбешку. Та, блеснув в воздухе, пропадала в чреве птицы. Когда добыча долго не попадалась и цапля уставала ждать, она принималась вышагивать на своих невероятно худых ножках-ходулях по отмели. Вытянув шею, зорко выглядывала в воде какую-нибудь рыбешку.

Надо сказать, что африканская зонтичная цапля более хитрый рыболов. Где-нибудь на мелководье она разводит крылья в стороны и выносит их вперед, слегка сгибаясь над водой, так что края крыльев почти касаются поверхности. Образуется «зонт», куда доверчивые рыбки охотно заходят постоять в тени. Под таким-то шатром зонтичная цапля и вылавливает добычу.

А египетская цапля устроилась еще проще. Она путешествует на спинах домашнего скота, слонов или носорогов, выклевывая из складок кожи клещей и разных насекомых. Такая дружба выгодна как для птиц, так и для крупных обитателей саванны.

Есть люди, которые опасаются, что цапли поедают слишком много рыбы: «Не съедят ли птицы всю рыбу в рыбхозе?» Такие опасения беспочвенны. Цапли вылавливают на мелководье только маленькую, сорную рыбу. Уничтожая же больных рыбешек, очищают водоемы.

Сколько раз я ни появлялся у реки — на утренней ли зорьке или в сумерках,— цапли все возились у большого острова: кряхтели, покрикивали, перелетали с места на место. Они, конечно, хорошо видят и охотиться могут в темноте, но все же надо им когда-то улетать и к гнездовью. На острове могли поселиться от силы одна-две пары. Весной я видел, что птицы, пролетая над домом, несут в клюве веточки и сучья. Потом они стали, отяжелелые, улетать с речки после удачной охоты в сторону леса.

Проследив их примерный маршрут, я отправился в том же направлении. Шел долго: улочки Болшева заводили меня в сторону от воздушной дороги цапель. Но наконец, миновав дачи с заросшими участками, я пересек поле и вошел в лес. Где-то здесь, у купы высоких деревьев, обрывался полет птиц. Задрав голову, я принялся разглядывать пышные кроны. Вдруг с соседней вершины сорвалась серая птица и раздраженно, скрипуче закрякала.

Неблагозвучный, режущий слух крик серой цапли все же не может соревноваться с воплем ее родственницы выпи. В детстве, когда раздавался крик выпи на соседнем болоте, меня пугали: «Будешь неслухом — лешему отдадим».

Выпь очень скрытная птица, вытянет вверх свою шею — не отличишь от тростника. Мало кто видел, как она кричит. Вначале ученые считали, что выпь издает крик, похожий на рев быка, только у водоемов. Предполагали, что птица ударяет плашмя клювом по воде, затем вбирает ее в себя, издавая звук «у-у». При выбрасывании воды из клюва образуются грубые басовитые звуки. Позже было обнаружено, что выпь одинаково кричит и на дереве, и даже в зоосаду. Дело все в том, что, закидывая голову вверх, а затем внезапно бросая ее на грудь, пгица сильно раздувает горло — пищевод становится резонатором,— и поэтому раздаются такие устрашающие звуки.

Особенно слышно скрипучее карканье серой цапли в период «сватовства». Самец, натащив веток на старую площадку захваченного гнезда, чувствует себя уже домовладельцем и для создания будущей семьи ищет подругу. Как ни странно, его далеко не мелодичные крики привлекают самок, которых самец поначалу грубо прогоняет, выбирая достойнейшую. В нем говорит инстинкт самосохранения, защитника гнезда. Затем вместе с выбранной подругой он достраивает конусообразное гнездо, хотя зачастую оно просвечивает на свет, и можно снизу видеть кладку яиц, но цапли нетребовательны к комфорту. Пара вместе высиживает птенцов, которые потом начинают вылезать на край гнезда в ожидании кормежки.

Именно в такой момент я и обнаружил гнездовье цапель на вершине дерева. На краю хворостяной площадки, устроенной в развилке толстых ветвей, на тощеньких ножках качались два птенца. Они жадно разевали клювики, беспомощно взмахивая еще не окрепшими крылышками. Родители кормят детей поочередно, отрыгивая им добычу прямо в клюв. Бывает, голодный птенец, одолеваемый жадностью, может в ожидании вкусной лягушки вытолкнуть своего собрата из гнезда. Такие малыши подчас становятся жертвами хищников. Птенцы быстро растут (за сорок дней увеличиваются в размерах в тридцать восемь раз), учатся летать и затем начинают охотиться наравне с родителями на рыб и лягушек в речной заводи.

Перелетные птицы крепко привыкают к старым гнездовьям. Вот и цапли прилетают на Клязьму у Болшева уже много лет. В книгах написано, что в Европе есть гнездовья, которым несколько сотен лет. Когда-то такие колонии цапель процветали, их запрещали разорять.

Серой цапле еще повезло: никого не привлек ее невзрачный черный хохолок — этот вид истребляли мало. А вот ее прекрасной сестре — большой белой цапле — пришлось гораздо хуже.

Поголовное истребление снежно-белой красавицы началось в то время, когда в моду