Юный Натуралист 1983-04, страница 18

Юный Натуралист 1983-04, страница 18

17

всего изучены феромоны чешуекрылых (бабочек). Выяснилось, что у самцов бабочек на антеннах расположены особые обонятельные клетки — сенсиллы, настроенные, как радары, на определенный запах — только своего вида! Ученые разработали особый метод определения чувствительности бабочек к запахам. К концам антенн присоединяют микроэлектроды и подносят пахучее вещество. Возникает биопотенциал. По амплитуде элект-роантеннограммы, сокращенно ЭАГ, можно судить о концентрации запаха в воздухе, а по ее форме о виде вещества. Метод ЭАГ дал ученым надежное оружие для изучения феромонов.

Ну а что же такое сам феромон? Ответ на этот вопрос получили только в середине пятидесятых годов. Его дали химики. Для того чтобы расшифровать химическую структуру феромона тутового шелкопряда, немецкому химику А. Бутенандту потребовалось колоссальное количество самок этого насекомого — целых полтонны! Выделенное вещество назвали бомбиколом, от Бомбикс мори, латинского названия тутового шелкопряда. Оно оказалось сложным углеводородом. Вслед за первым феромоном последовала расшифровка структуры и других. Сегодня известен химический состав нескольких сотен феромонов.

Если насекомые общаются посредством запахов, нельзя ли человеку вмешаться в их разговор, использовать их язык в своих интересах? Вспомните — среди насекомых есть небольшая по числу видов (всего одна десятая процента от общего их числа), но громадная по количеству армия вредителей. Листовертки и плодожорки, пилильщики и короеды, щитовки и долгоносики — извечные наши противники. Вооруженные мощными челюстями, длинными острыми хоботками, а нередко еще и крепкими панцирями и щитами, они забираются в крону, внедряются в ствол, подтачивают корни, высасывая из растений жизненные соки. По подсчетам ученых, насекомые-вредители вместе с сорняками отнимают около трети выращиваемых на планете урожаев. Получается, что многие тысячи гектаров засеваются специально для того, чтобы прокормить эту армию наших «сотрапезников». А на убранный урожай претендуют так называемые амбарные вредители. Деревянные строения превращают в труху термиты.

Особенно опасны виды-агрессоры, пришельцы из чужих земель. Еще в прошлом веке никто, кроме специалистов-энтомологов, не знал полосатого жука, который мирно пасся на диких пасленовых травах в Скалистых горах США. А ныне колорадский жук — гроза картофельных плантаций чуть ли не всего мира. Сколько трагедий, разоренных крестьянских хозяйств связано почти с микроскопической тлей филлоксерой, занесенной в шестидесятые годы прошлого века из Нового Света

3 «Юный натуралист» № 4

в Старый. Для охраны государственных границ от таких пришельцев создана специальная Служба карантина растений.

В 1964 году сотрудник Центральной лаборатории по карантину растений Надежда Ни-кифоровна Шутова нашла в персиковом саду недалеко от Сочи несколько розоватых гусениц. Тотчас же по всей службе карантина была объявлена тревога: на территорию СССР проник опаснейший вредитель многих пород плодовых деревьев — восточная плодожорка. Гусеницы этой невзрачной бабочки, родственницы всем нам хорошо знакомой яблонной плодожорки, могут уничтожить больше половины урожая груш, яблок, слив и особенно персиков. Многим садоводам в странах Дальнего Востока, откуда она родом, приходится каждый плод заключать в бумажный пакет, чтобы уберечь его от прожорливых гусениц.

В район Сочи было откомандировано больше ста инспекторов — чтобы методично осмотреть все сады района. Приходилось обследовать не то что каждое дерево — каждый сучок. Дело в том, что восточная плодожорка в отличие от яблонной поражает не только плоды, но и побеги Искали вредителя и в садах Украины, Закдиказья, Молдавии. И что же? Несмотря на самые тщательные обследования, нигде больше восточную плодожорку не обнаружили. Конечно, можно было успокоиться и посчитать, что тот случай оказался единичным, что «десант» весь уничтожен. Но работники карантина знают: раз враг проник, он обязательно будет завоевывать территорию. Целых десять лет продолжались поиски. Но они не дали результатов. И тогда работники службы карантина применили ловушки с феромонами.

По заказу Центральной лаборатории по карантину растений химики Всесоюзного научно-исследовательского института химических средств защиты растений синтезировали феромон восточной плодожорки. Это вещество заключили в небольшие ловушки, внутри покрытые клеем. Ловушки развесили в садах на юге нашей страны и сразу же обнаружили восточную плодожорку и в Крыму, и на Украи-