Юный Натуралист 1983-04, страница 22

Юный Натуралист 1983-04, страница 22

21

вошло украшение шлемов воинов пучком белых перьев, а затем — знаменитые эгретки на дамских шляпках.

Эгретки — это длинные рассученные перья на спине белой цапли, похожие на небольшую гриву. В конце XIX века в Венесуэле только за один год из-за эгреток было уничтожено свыше полутора миллионов цапель. Учитывая большой спрос, охотники безжалостно выбивали белых цапель.

После того как на них запретили охотиться, число белых цапель восстановилось, и в нашей стране она сейчас не является редкой птицей. Цаплям у нас живется привольно, иначе бы они не селились вблизи больших городов.

Только раз за эти два года раздался под Болшевом резкий выстрел в чуткой осенней тишине. Я нашел убитую браконьером птицу на топком берегу. Сломанная дробью, она лежала с вымазанными грязью и кровью перьями, откинув беспомощно набок тоненькую шейку. Птица раскинула крылья, будто хотела взлететь в последний раз.

А над водой редко и мощно взмахивали крыльями, поднимались в небо другие птицы. Обычно они перелетали с места на место низко в поисках удобной кормежки. Сейчас же, в затихшем перед непогодой воздухе, цапли неторопливо, кругами набирали высоту. И вот

уже большие птицы самозабвенно парят над заводью, полями, плывут в воздушных потоках. Совсем неподвижные, лишь слегка шевеля крыльями, висят они в фиолетовой выси. Одна в каком-то порыве легла на крыло и штопором стала падать вниз, но у поверхности воды вышла из пике и снова взмыла вверх. Редко взмахивая крыльями, цапли летели к горизонту.

Только что были перед глазами птицы — и уже нет их, растаяли в туманной дали.

Иду вслед улетевшим птицам вдоль берега, словно надеясь увидеть их вновь. На иле четкие следы цапель — огромные и нереальные. Невольно вспоминаются открытия палеонтологов: в меловых отложениях они находят похожих на цапель ископаемых птиц. И эти странные отпечатки лап, быть может, похожи на следы далеких предков серой цапли.

Осенняя тишь не нарушается птичьими криками, не слышно привычного скрипучего голоса цапель. Становится как-то грустно и одиноко, словно проводил в дальнюю дорогу близкого друга. И с нетерпением ожидаешь теплого майского солнышка, когда вновь прилетят из Африки большие знакомые птицы. Цапли всегда возвращаются в родное гнездовье.

В. БРАТЕРСКИЙ Фото А. Бомзы