Юный Натуралист 1983-06, страница 11

Юный Натуралист 1983-06, страница 11

9

Телецкое озеро.

как и вся Горно-Алтайская область. Если в центре Улаганского района встать лицом к северу, то справа будет выситься угрюмое Чулышманское плоскогорье, за которым лежит Тува. Слева, почти за таким же горным хребтом, потянется с юга на север знаменитый Чуйский тракт, путь из Сибири в Монголию. Ученые предполагают, что по этому древнему пути и шло когда-то первое переселение народов с юга на север Азии. А впереди, на севере, раскинется Телецкое озеро. «Алтын-коль» — «золотое озеро» — так называют его на Алтае.

Первый раз я увидел Телецкое озеро с вертолета. Мы летели над ним с севера на юг, справа и слева неприступно высились серые берега-горы Алтынколь. И, честное слово, среди этих гор, будто поймавших вертолет в западню, озеро не казалось золотым — оно выглядело черным, бездонным.

Телецкое озеро севернее «Страны теленгитов», но об Алтынколе вспоминаешь все время, где бы ни находился: на севере, юге, востоке или западе Улаганского района. Об озере напоминают горные реки — все они текут к нему, на север.

Двумя ревущими, пенными потоками спешат к Алтынколю неистовые братья: Чулышман и Башкаус. Чулышман — старший брат, Башкаус — младший, поэтому Чулышман, встретившись с Башкаусом, и принимает его воды в свои и дальше, к озеру, мчится уже в гордом одиночестве.

Напоминают об Алтынколе и реки поменьше: Балыктуюлька и Улаганчик. Flo весне они тоже бушуют и ревут, но к середине лета стихают, а к осени, если нет сильных дождей, Улаганчик и Балыктуюльку можно перейти в любом месте.

Если подняться по долине Улаганчика вверх от того места, где он принимает воды Балык-туюльки, то увидишь странные каменные холмы. Это древние знаменитые курганы. Имя им — Пазырыкские.

В Ленинграде, в Эрмитаже, где собраны произведения искусства со всего света, среди экспозиций, рассказывающих об искусстве разных государств мира, экспонируются и предметы, найденные в Пазырыкских курганах, что говорит о ценности этих находок.

Когда-то в долине горной речки, где сейчас остались лишь каменные памятники, гремела жестокая битва. И Пазырыкские курганы-захоронения — памятники прошлым войнам, которые велись здесь почти две тысячи лет тому назад.

В курганах побольше были захоронены вожди — предводители племен, в курганах поменьше — военачальники, а в могилах, отмеченных лишь каменными плитами, поставленными на попа, погребены ратники — простые воины.

Видимо, чем-то эта речная долина привлекала воинственные племена, бродившие в те времена по высокогорной степи. Может быть, они пришли сюда, чтобы покорить другие, а может, похороненных в древних курганах воинов выставляли против врагов предки сегодняшних теленгитов, чтобы защитить свои очаги, семьи, скот, пастбища. Ученые утверждают, что еще до того, как появились по Ула-ганчику Пазырыкские курганы, люди, населяющие Алтайские горы, уже занимались скотоводством.

Как хочется порой перенестись туда, к началу нашей эры, чтобы самому точно узнать, как жили тогда на этой земле люди.

Но оказалось, чтобы познакомиться с древней системой хозяйствования Горного Алтая, делать это вовсе не обязательно. Еще совсем недавно животноводство теленгиты вели почти так же, как и двадцать веков тому назад.

А теперь продолжим рассказ о современных теленгитах, охотниках и скотоводах. Но прежде разъясним, что за профессии чабан, пастух, табунщик, ведь это не одно и то же. Чабан пасет овец или коз, пастух отвечает за крупный рогатый скот — за коров и яков, которых здесь называют сарлыками. А табунщик — за конец.

Итак, чабаны, пастухи, табунщики, закончив охоту, спускаются на зимние стойбища, где дожидаются прихода весны. Весна для них — это праздник, начало большого пути в горы, туда, где тают снега и где совсем скоро на горных пастбищах поднимутся сочные травы. Именно в это время года и происходит переселение скота и скотоводов с зимних пастбищ на летние, что у самых границ снегов. Там их ждут летние жилища — аилы, очень похожие на юрты, только сделанные не из войлока, а сложенные из стволов лист-

Венерин башмачок.

2 «Юный натуралист» № 6