Юный Натуралист 1983-06, страница 13

Юный Натуралист 1983-06, страница 13

нимается весной по зимним пастбищам, непригодна, чтобы косить и заготавливать ее. Обычно это малорослые травки, которые и коса не берет.

И все-таки выход был найден, здесь, в «Стране теленгитов», в совхозе «Советский Алтай».

Давно известно, что урожай зеленой массы культурных растений: овса, ржи, посеянных в горах, может быть намного выше, чем урожай дикорастущих. Да это и понятно: «дикарки» за короткий летний период, период роста и развития, должны успеть дать семена, чтобы обеспечить продолжение жизни вида. Поэтому дикорастущее растение и торопится отцвести.

Ну а растениям, посаженным человеком специально для получения зеленой массы, совсем не нужно завершать весь цикл развития и давать семена. Главное для них — нарастить биомассу. К тому же человек по своему желанию может управлять ростом и развитием растений: в определенный момент вносить те или иные питательные вещества, которые ускоряли бы их рост, способствовали накоплению биомассы.

Так, тот же овес, попав в горы и встретив жаркое солнце, начинал бурно расти на земле, богатой перегноем. Я видел такой овес. Это был гигант с только-только начавшей развиваться метелкой. Так же поведет себя в горах и рожь. Гораздо большую зеленую массу могут дать тут и многолетние травы. Так говорила сельскохозяйственная наука.

Но чтобы начать наступление на высокогорную Улаганскую степь, необходимо было теорию проверить на практике. Требовалась уверенность, что все получится, что большая работа принесет успех.

Вот тут-то на помощь сельскохозяйственной науке и пришла историческая. Наука, изучающая историю людей, живущих в «Стране теленгитов», ответила на этот вопрос так: «Еще много веков назад здесь, в Улаганской степи, занимались земледелием». Но много веков назад и климат был, видимо, помягче. В Па-зырыкских курганах были найдены остатки березовых стволов, а сейчас в окрестных горах береза не растет. Ее можно было увидеть либо в долине реки Чулышман — километрах в 45 от Пазырыка, либо по Чуйскому тракту — это от Улагана почти в ста километрах. Вряд ли в те времена березу стали бы привозить в эти места. Значит, она росла рядом, здесь, где сейчас поднимаются только лиственницы, горные ели и кедры. А раз климат был мягче, то и условия для земледелия были лучше.

Но раньше выращивали зерновые культуры на зерно, а теперь его никто не собирается получать. Выходит, есть резон попробовать.

Правда, была еще одна причина, из-за которой боялись приступить к проведению эксперимента,— неумолимое горное солнце, выжигающее горные степи за несколько де-

Сосна кедровая.

сятков дней. А не получится ли так и с растениями, посаженными человеком?

И снова на помощь пришла история. Оказывается, еще на заре древнего высокогорного земледелия жившие в горах люди знали, что такое орошение: на свои поля от горных ручьев и рек они подводили воду.

Эксперимент был поставлен в совхозе «Советский Алтай». На ста гектарах вспаханной земли в то памятное лето поднялась не по-степному буйная зеленая трава, давшая прекрасное сено.

Новый год теленгиты встретили увереннее— пашни, появившиеся в горах, расширялись. И теперь по осени уже не выжженная степь своей желтизной украшала горный пейзаж, а маслянисто-черные борозды только что поднятого степного чернозема расчерчивали освещенные жестким горным солнцем поля.

Я познакомился со «Страной теленгитов», когда она завершала свой третий целинный год. Теленгиты стали пионерами высокогорного земледелия в Горном Алтае. А я подумал: вместе с двумя науками, подсказавшими путь в новой для гор Алтая системе животноводства — сельскохозяйственной и исторической, успех в будущем может поделить и еще одна наука, занимающаяся изучением социальных изменений в жизни людей. Ведь это ее функции — исследовать пути изменения психологии людей. Представьте, как это много: недавний скотовод-кочевник становится теперь еще и земледельцем.

Среди теленгитов есть и первоцелинники. Правда, им не приходится поднимать многие тысячи гектаров целины, как делали это хлеборобы в алтайских степях: масштабы здесь иные, и целину поднимать в горах много-много трудней, чем в степи. Но слава о них останется в памяти людей, населяющих удивительную «Страну теленгитов».

Анатолий ОНЕГОВ Фото В. Опалина и Г. Собинского