Юный Натуралист 1983-07, страница 22

Юный Натуралист 1983-07, страница 22

20

ком или лучшим Робинзоном, одной романтики маловато, нужны большие знания. В самом деле, попытайтесь провести такой конкурс — кто назовет наибольшее число растений, которые в данной местности можно использовать в пищу? Из какого растения можно изготовить веревку, а какое употребить вместо мыла, какие травы использовать как лекарство, какие подскажут, что близко есть вода, как с помощью растений определить стороны света, приближение ненастья, время суток? Победитель такого конкурса и будет лучшим Робинзоном, следопытом и разведчиком.

Можно провести интересный вечер сказок или устного рассказа. И нет для этого более благодатной темы, чем сама природа. Прочитайте, например, вслух сказку «Царевна-лягушка», постарайтесь ответить на вопрос, почему лягушка зовется царевной. Не потому ли, что красива и совершенна, как любое творение природы?

Широкий простор для творчества в пионерском лагере у ребят из кружка «Умелые руки». Смастерите дуплянки, синичники, скворечники для летучих мышей и птиц, развесьте их на территории лагеря и в окрестном лесу. А потом передайте как эстафету от одной смены к другой, отчитываясь в сохранности домиков, рассказывая о том, кто их заселял.

Кружковцам по силам также помочь в изготовлении стендов по охране природы для лесничеств, ограждений для муравейников, укрытий для саженцев. В самом лагере хорошо бы организовать питомник цветов или декоративных кустарников. А вот живой уголок в лагере необязателен. Его прекрасно заменит живая природа.

В пионерском лагере можно не по страницам Красной книги, а в природе изучить и сохранить некоторые редкие виды. Подберите наиболее интересные участки леса, луга, долины реки, найдите экземпляры редких растений и следите, чтобы им никто не повредил хотя бы до того момента, пока вы здесь.

Перед отъездом передайте славную эстафету дел ребятам из новой смены. Важно, очень важно сохранить на территории лагеря и вокруг него все живое — то, что бегало, дышало, росло здесь до вашего приезда!

И мы так считаем, дорогие Почемучки. Для всех, кто впервые вступил в лес, вошел в этот гостеприимный и новый для вас дом, самая первая, самая главная заповедь: «Не повреди!» И тогда увидишь, как щедра и чудесна природа.

В одном из пионерских лагерей Татарской АССР есть изостудия. Ребята там учатся внимательно рассматривать животных и растения и зарисовывать их. У нас в гостях руководитель этой изостудии Станислав Григорьевич Гордиенко.

21

Удивительная поляниа

Есть в пионерском лагере «Солнечный» одно сказочное место. Это небольшая полянка, уютно расположившаяся между невысокими кустами акации. С запада она смотрит на широкое поле, а с востока к ней подступает лес.

Почему она сказочная? Здесь среди цветов стоят деревянные изваяния, изображающие сказочных персонажей: Золушка, Кот в сапогах, Илья Муромец... Ребята любят посидеть здесь на забавных пеньках и декоративных скамейках.

Меня же полянка привлекает обилием цветов. А где цветы, там обязательно много насекомых, особенно пчел и бабочек.

Но вот задача. Район вокруг озера Лебяжьего (а «Солнечный» совсем близко от него) давно стал любимым местом отдыха казанцев. Торговые точки, спортивные базы значительно потеснили природу.

Не потому ли так желанна для насекомых эта полянка, что им и кормиться-то больше негде? Давайте посмотрим, кто прилетает сюда. Из парусников — махаон. Из нимфалид я несколько раз наблюдал адмирала, дневного павлиньего глаза, траурницу, много разных перламутровок, репейницу, ленточников тополевого и камиллу, а однажды даже пере-ливницу. Она кружилась возле умывальника.

Вот такая она, наша полянка. Можно сказать, столовая для чешуекрылых! А ночью или в сумерках здесь кружатся и медведицы, и совки, и даже бражники! Подмаренниковый, глазчатый, винный и бражник «мертвая голова»!

О последней стоит рассказать особо. Однажды ко мне в изостудию пришли двое мальчишек. Помялись у порога и говорят: «Там такое страшное чудовище сидит! Огромное и

вредное!» Иду смотрю. И что же? На песке сидит бражник «мертвая голова»! Откуда он тут взялся?

Объясняю ребятам, мол, это бражник «мертвая голова»!..

И только сказал, как оба моих приятеля бросились давить ее. Я едва успел спасти бедное насекомое!

— Да она охраняется законом! — говорю ребятам.— Занесена в Красную книгу!

И вот какая мысль у меня возникла. Место здесь уникальное, так почему бы район вокруг Лебяжьего не объявить микрозаповедником? Или хотя бы парковой зоной, как, например, дендропарк в Умани или Белой Церкви. Разве нельзя отдыхать, гуляя по специальным дорожкам, в специально отведенных местах?

Разве это не важное задание для вас, юные друзья природы,— позаботиться о таких вот солнечных полянках, где много красивых бабочек и жуков? Тут всем найдется дело. Каждый отряд может организовать возле заповедных лужаек дежурства зеленых патрулей, сделать дорожки вокруг такого микрозаповедника. Ходить по ним и смотреть на обитателей полянки можно, а вот топтать ее, ловить на ней насекомых — нет.

Можно ли подружиться с обыкновенной серой гадюкой? С той самой, которую принято только бояться, обходить стороной? Оказывается, можно! Наш гость из Волынской области биолог Олег Владимирович Поясник в течение целого лета наблюдал за гадюкой, можно сказать, даже подружился с ней.

Волыни. Стал я срезать первый гриб и почувствовал на себе чей-то пристальный взгляд. В нескольких сантиметрах от моей руки на пне лежала крупная гадюка. Я резко отдернул руку и выпрямился. Издав негодующее свистящее шипение, гадюка скользнула в куст лещины, в глубине которого было убежище, напоминающее небольшую пещеру. Место было ровное, незаросшее, удобное для наблюдений.

Гадюка, как я успел отметить, была самкой, ожидающей потомство. С этого дня я не упускал момента навестить свою знакомую. Имя госпожи Бовари пришло на ум как-то само собой, вероятно, под впечатлением недавно прочитанной книги.

Первое время я подкрадывался к кусту лещины со стороны болотца и наблюдал за поведением гадюки, сидя на корточках. Потом просто приходил на вырубку и садился на пень напротив гадюки. Первое время гадюка мгновенно исчезала в норе, но со временем она уползала все неохотнее и медленнее, а к концу месяца почти перестала обращать на меня внимание. Конечно, она не стала ручной, просто снисходительно терпела мое присутствие, всегда готовая скрыться при первом неосторожном движении.

Большую часть дня она грелась на солнце, стараясь лечь так, чтобы каждый миллиметр тела получил свою долю живительного тепла. Время от времени она направлялась к болотцу напиться воды или принять ванну, если день выдался уж очень жаркий. Масса молодых серых жаб, квакш, травяных лягушек стали выходить из болотца, и крошечные земноводные, казалось, заполнили всю поверхность земли. Я получил возможность наблюдать, как питаются гадюки.

Госпожа Бовари

— Добрый день, госпожа Бовари! Как вы себя чувствуете? — Я обращаюсь к большой серой гадюке, свернувшейся рогаликом на замшелом пеньке. Гадюка поворачивает голову в мою сторону и несколько раз высовывает раздвоенный язычок. Конечно, она не слышит моего обращения, но мое приближение все-таки чувствует по тем неуловимым для нас колебаниям почвы, которые змеи воспринимают всем телом.

— Не правда ли, погода сегодня чудесная? — продолжаю я, усаживаясь на другой пень.

Госпожа Бовари сегодня явно не в настроении — она шипит, прячет голову, отодвигается подальше от меня. Стараюсь не делать резких движений — даю змее успокоиться.

Я познакомился с госпожой Бовари в солнечный августовский день на заброшенной вырубке. Там была целая россыпь белых грибов— «справедливцев», как называют их на

Рис. Г. Кованова