Юный Натуралист 1983-07, страница 23

Юный Натуралист 1983-07, страница 23

22

Решил я проверить, узнает ли меня гадюка или просто привыкла к виду двуногого существа? Как-то пришел на вырубку с товарищем и попросил его сесть напротив гадюки. Каково же было мое удивление, когда гадюка тут же стремительно ринулась в убежище. Через час она снова вылезла. Место на наблюдательном посту занял я. Госпожа Бовари не двинулась с места. Возможно, она привыкла к моим шагам, возможно, к моим движениям, а возможно... Но тут я уже некомпетентен.

Один раз я пришел к ней с' подарком, маленьким мышонком. Примет или нет? Медленно, сантиметр за сантиметром пинцетом подвигаю мышонка. Змея не спускает с руки настороженного взгляда. Язычок высовывается все чаще и чаще, кончик хвоста как-то конвульсивно извивается, кольца тела напряжены.

Я опускаю мышонка прямо перед змеей и плавно убираю руку. Гадюка, подтянувшись к мышонку, ощупывает его язычком, не торопится. Приподняв мышонка за голову, она заглатывает его.

Пошли дожди. Целую неделю сплошная стена из тумана и дождя закрывала солнце. В такую погоду гадюки не покидают своих убежищ. А в первый же солнечный день я стал свидетелем счастливого момента: прибавления гадючьего племени. Семнадцать гадючат появились на свет один за другим. Энергичными движениями они освобождались от остатков прозрачной пленки и расползались. Лишь один малыш никак не мог освободиться от своей «упаковки». Я помог ему снять с себя липкую пленку. Гадючонок тотчас принял классическую для гадюк позу угрозы и даже сделал выпад в сторону моего пальца. Я опустил его на траву.

— Ползи, малыш, с таким характером не пропадешь!

В октябре я последний раз пришел на вырубку. Холодный ветер гулял среди сосен.

Напрасно я ждал — госпожа Бовари так и не показалась. А мне вдруг стало грустно, будто мой хороший товарищ уехал куда-то далеко и надолго.

А теперь настало время сказать об интересных морских птицах — олушах. У нас в гостях Евгений Иванович Солдаткин и Ольга Николаевна Шилова.

Птица, умеющая танцевать

Посмотрите, какая забавная поза у этой голубоногой олуши. Исполняется сольный брачный танец. Подняв острый хвост, комично вытянув шею, перебирая лапами и издавая нетерпеливый свист, самец всеми силами ста

рается привлечь внимание своей избранницы, и она принимает его ухаживания. Обе птицы раскланиваются, касаясь друг друга клювами, а затем медленно, со смешными ужимками, ритмично поднимая и опуская свои большие красивые ноги, начинают совместный танец. Семья образовалась.

Всего на Земле насчитывается девять видов олушей. Эти птицы имеют размах крыльев до двух метров, а вот весят они сравнительно мало — от полутора до трех с половиной килограммов, причем самцы мельче самок.

Олуши — морские птицы. Пальцы лап у них соединены перепонкой. Получилось неплохое приспособление для плавания, благодаря которому отряд птиц, имеющих подобные лапы, получил название веслоногих. Голубоно-гая олуша распространена вдоль тихоокеанского побережья Северной и Южной Америки, там она гнездится колониями на островах. Свои гнезда птицы устраивают на земле, на скалах и на деревьях. Самка откладывает одно-два яйца. Почему же так мало? В природе все «продумано». Олуше нелегко насиживать яйца, так как греет она их не теплом своего тела, как другие птицы, а лапами, перепонки на которых в период насиживания набухают, становятся толстыми, теплыми за счет увеличения притока крови.

Жизнь олушей, несмотря на танцы, далеко не праздничная. Пищу для себя и своего потомства родители добывают в море, и, когда они возвращаются к гнезду, их нередко под-