Юный Натуралист 1981-01, страница 21

Юный Натуралист 1981-01, страница 21

26

гант. Величиной с лебедя, раскидывает крылья до трех с половиной метров. Всего же таких видов двенадцать. Наблюдая за альбатросом, я заметил, как необычно он летел. Курс его полета проходил по ломаной линии, состоящей из правильных прямоугольников и без малейшего взмаха крыльев. Я попросил разъяснения у своего спутника.

— На суше вы подобного не увидите ни у одной птицы. Такой полет используют не только альбатросы, но и другие родственные им птицы: фрегаты, буревестники. Такое парение возможно лишь потому, что над океаном всегда дует ветер. И птицы ловко и умело используют разницу в скорости воздушных потоков на различных высотах. У самой воды порывы ветра слабее, альбатрос скользит вниз, набирая тем самым скорость. Почти достигнув поверхности воды, он разворачивается грудью к ветру и вновь, не шелохнув крыльями, плавно взмывает кверху. Здесь он использует подъемную силу, создаваемую встречным ветром. Такие циклы альбатрос повторяет раз за разом. Он легко пролетает сотни километров, почти не расходуя энергии. Недаром у него такие узкие длинные крылья. Они удлинены за счет несущей части крыла. Конец крыла сплошной и острый. Именно их форма обеспечивает наименьшее сопротивление и наибольшую подъемную силу, когда птица попадает в горизонтальный воздушный поток. Легкое тело альбатроса невелико по сравнению с громадным размахом крыльев.

В штиль, то есть безветренную погоду, альбатрос долго летать не может. У побережья Западной Австралии, где скапливается на кормежке много странствующих альбатросов, орнитологи пользуются этим безветрием для кольцевания птиц и чтобы пометить их яркой цветной краской. Это дало возможность узнать многие подробности из жизни альбатросов.

Лучше других изучен странствующий альбатрос. Его можно встретить в широкой полосе океанских просторов, омывающих Антарктиду. Одно из мест гнездования этого альбатроса находится на маленьком островке, называемом Птичий остров, возле Южной Георгии.

Странствующие альбатросы появляются здесь в начале лета (для южного полушария это сентябрь — октябрь). Вначале присматриваются друг к другу, привыкают. Потом разбиваются на пары и начинают ритуальные танцы: расставляют в стороны и вверх свои громадные крылья, взмахивают ими, неуклюже топчутся на месте, прищелкивая клювом. Затем начинают строить гнезда из травы, которую выдергивают поблизости. Странствующие альбатросы — дружная пара: брак заключается на всю жизнь. К гнездованию приступают они в возрасте пяти лет.

Вывести и выкормить птенца у альбатросов сложный и длительный процесс. Един

ственное яйцо они насиживают около трех месяцев и потом еще девять месяцев выкармливают питомца. Вся процедура длится почти год. Для сравнения вспомним, что у мелких воробьиных птиц она обычно занимает чуть больше месяца. Из-за длительного срока воспитания потомства странствующие альбатросы гнездятся не ежегодно. Зато они живут очень долго, до 80 лет. За кормом для птенца родители летают в океанские просторы по очереди. Иногда при этом очень далеко, до 200 километров от гнезда.

Немного подросший птенец имеет презабавный вид. Он словно громадная пуховка пудреницы-великанши из книги Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». Величиной он с хорошего индюка. А такой вид придает ему теплая шубка из белого густейшего и длинного пуха. В такой одежде и холодный ураганный ветер нипочем. Из гигантской пуховки торчит голова с большими черными глазами, которую венчает не по возрасту солидный оранжево-красный клюв с крючком на конце. Вполне взрослый клюв и такие же лапы. Родители кормят свое чадо редко. Однако муки голода ему не угрожают. Мама с папой доставляют ему корма столько, что очередной порции хватает и про запас. Часть корма превращается у птенца в жир: накопление на черный день. Но вот родители приносят корм в последний раз, а потом улетают навсегда.

А брошенный птенец совсем и не горюет. Спартанское воспитание предусмотрено у альбатросов природой. Никаких врагов на острове у малыша нет. По весу птенец больше своих родителей. Это настоящий бурдюк с жиром. Так что птенец сам себя и греет и кормит.

При необходимости он может и постоять за себя. Близко приближаться к нему не рекомендуется. Сначала он для предупреждения приподнимает культяпки-крылышки над спиной и щелкает клювом словно кастаньетами. Если угроза не подействует, птенец метко отрыгнет прямо на вас солидную порцию черной отвратительно пахнущей жидкости: содержимое своего желудка.

В безделье проходит месяц. Это чем-то напоминает стадию покоя у бабочек, за время которого невзрачная неподвижная куколка превращается в красивое летающее существо. Постепенно у нашего героя пух заменяется перьями, и наконец наступает момент, когда молодой альбатрос впервые расправляет во всю ширь свои чудесные крылья. С силой взмахнув ими, с разбегу взмывает в небо, чтобы начать взрослую жизнь.

А родители-альбатросы, окончив свои гнездовые дела, с попутным западным ветром направляются на птичий курорт к побережью Западной Австралии.

Тюленят родители тоже воспитывают по-спартански. Среди 19 видов тюленей, один из самых многочисленных — гренландский,

27

или лысун. Этот тюлень средних размеров: длиной 1,5—2 метра при весе до 160 килограммов. Самцы и самки по величине не отличаются, но окраска у них разная. Старые самцы желтовато-белые, а на боках два симметричных черных поля полулунной формы. Черный и верх головы. У молодых самцов эти поля темно-бурые, а самочки серые с более темными пятнами. Населяют они северную часть Атлантического и запад Северного Ледовитого океанов. Живут тремя изолированными друг от друга стадами. Одно — Беломорское — обитает в наших водах. Тюлени этого стада лето проводят у края льдов Баренцева и Карского морей, а осенью тысячами плывут на юг, собираясь в воронке Белого моря. Здесь откармливаются, добывая в изобилии привычный корм: рыбу, моллюсков, ракообразных. В конце зимы самки ищут ровные, прочные и большие льдины, покрытые снегом. Укрытие всегда выбирается возле разводья. В воде спасенье от опасности, и всегда можно покормиться. У каждой тюленихи появляется по одному симпатичному толстенькому малышу в белоснежной пушистой шубке — «бельку».

Первые 7—10 дней тюлениха обычно лежит на льдине рядом со своим младенцем. Позже выходит к нему из моря, только чтобы покормить молоком.

Расти не ю дням, а по часам возможно лишь в ска- а для тюленят самое обычное дело. Появляются на свет длиной около метра и весом всего лишь 8 килограммов, но пройдут какие-нибудь 3 недели, и в них уже 15—25 килограммов. Зато и питаются они по-особенному. Вместо молока почти что сливками по 2—3 раза в сутки. Тюленье молоко не чета коровьему, оно в 6—10 раз жирнее. Однако тюлениха кормит таким молочным концентратом свое единственное чадо недолго — всего около трех недель. А потом преспокойно бросает его навсегда и занимается своими делами. И ничего, тюлененок не пропадет. Толстый слой подкожного жира и теплая пушистая шубка спасают его от ночных заморозков, еще обычных в это время года. А врагов, кроме человека, у него в беломорских льдах почти нет. Да и белая шубка на белом снегу незаметна даже вблизи. Одни лишь черные глаза и пуговка носа могут выдать. К тому же тюлененок почти неподвижен, пищу ему искать не надо. Он, словно медведь в берлоге зимой, питается собственными запасами жира. Так продолжается до тех пор, пока тюлененок не сбросит клочья ставшей уже ненужной ему белой шерсти и не превратится в нарядного красавца «серку» в серебристой с темными пятнами шубке. Как только линька закончится, тюлененок уже может плавать. Теперь он вполг не самостоятельный.

С. КУСТАНОВИЧ