Техника - молодёжи 1949-06, страница 14

Техника - молодёжи 1949-06, страница 14

**

I-

mzfi

7/. ВОБРОВ

Для полета всякого летательного аппарата, как известно, нужны два условия: тяга вперед и подъемная сила. У самолета эти условия создаются воздушным винтом и крылом.

Птичий полет более сложен. Крылья птиц и насекомых создают одновременно и тягу вперед и подъемную силу. Это обеспечивает птичьему полету больший коэфициент полезного действия.

Подражать машущему, или, как иногда называют его, пропеллирующему, полету не так-то легко.

Казалось бы, функции машущего крыла отчетливо понятны. Птица, производя ряд колебательных движений, машет крыльями сверху вниз и снизу вверх попеременно перпендикулярно оси своего туловища. Конец крыла при движении описывает овал. Полет птицы протекает не прямолинейно, как у самолета, а волнообразно. При- опускании крыльев туловище несколько приподнимается, при движении крыльев вверх — опускается. Опускание крыла связано с ускорением, подъем — с замедлением полета. •

Крылья птицы гибки и эластичны, а гибкое крыло, по мнению аэродииами-ков, может создать большую тягу и подъемную силу, нежели крыло жесткое. В этом преимущество птичьего летательного механизма перед неподвижным крылом самолета. Крыло птицы устроено очень сложно. Механизм его имеет целую систему подвижных рычагов, часть из которых представляет собою своеобразные автоматы. Так, например, сгибание птицей крыла в плече автоматически сгибает его и в кисти. Крыло альбатроса — птицы парящей имеет особенно оригинальный автомат. При парении, как (известно, крыло долж-но быть распростертым и неподвижным. При длительном парении поддерживание крыла в подобном положении очень сильно утомляло бы птицу. На кистевом сгибе крыла альбатроса имеется своеобразная защелка, включаемая по воле птицы и удерживающая крыло в нужном положении без мускульных усилий.

Более сложным, но и значительно более совершенным, нежели птичий полет, является полет насекомых.

Одним из первых исследователей полета насекомых явился не энтомолог, как этого мы могли бы ожидать, а русский инженер Василий Адрианович Слеса-рев, прославивший впос-

12

Рис. А. КАТКОВСКОГО

ледствии свое имя созданием воздушного корабля-гиганта «Святогор», Начав с изучения полета птиц, он продолжал свою работу опытами над насекомыми.

При помощи сконструированных им остроумных приборов и применения киносъемки Слесарев установил мощность мухи, скорость ее. полета и сфотографировал особым методом съемки летательный механизм комара в действии.

Изучением полета насекомых занимался и знаменитый русский ученый Константин Эдуа рдович Циолковский, опубликовавший в 19J 2 году свою работу «Устройство летательного аппарата

насекомых и птиц и способа их полета».

Работы Слесарева и Циолковского были продолжены в советское время учеными В. П, Ветчинкиным, М. К. Ти-хонравовым и Н. А, Гладковым. Все эти исследователи единодушно отметили в своих наблюдениях необычайную сложность летательных механизмов и способов полета насекомых, а также их резкое отличие от полета птиц.

Некоторые насекомые, например шмель, могут длительное время, махая крыльями, «висеть» на одном месте, лететь вперед, вбок и даже... назад. ^Эластичные крылья насекомых могут работать парами, будучи соединенными особыми крючками (пчела), передние и задние пары крыльев могут выключаться (стрекоза), правые или левые крылья могут работать не с равной силой.

Особенная сложность полета насекомых очевидна также по числу взмахов их крыльев, количество которых в се-

кунду у шмеля равно 100 с лишним, а у комара доходит до 300!

Несмотря на огромную работу, проделанную в области .....изучения полета насекомых, эта работа далеко не завершена и ждет своих талантливых продолжателей. Учась у природы, человек стремится подражать ее совершенным образцам, стремится построить аппарат с машущими крыльями.

Долгое время подобный аппарат назывался в литературе орнитоптер (орнис — птица, птерон — крыло). В самое последнее время работниками в области изучения полета в природе предложено было название птицелет.

Невозможно осуществить летающий механизм, способный поднять человека, просто геометрически увеличив летательный механизм птицы. Подобная попытка обречена на неудачу. Ведь при увеличении линейных размеров вес увеличивается по кубическому закону, а увеличение нагрузки на крыло происходит по квадратному закону. Поэтому вес крыльев в человека столкнутся в противоречии с площадью крыльев, то-есть подъемной силой. Не имеем мы еще ясного ответа и на вопрос: возможен ли полет человека на аппарате с машущими крыльями при