Юный Натуралист 1983-08, страница 12ЧУДЕСЯ НА ИВАНА КУПАЛУ Клады. Живучая молва о них передается из поколения в поколение, тревожа людей. Кладоискательство известно и в нашей стране. Издревле бытовало поверье: клад открывается тому, кто в ночь на Ивана Ку-палу, праздник, приходившийся по церковному календарю на 24 июня, пойдет в лес и увидит цветок папоротника, распускающийся только раз в году, именно в это время. Много людей бродило по лесам в поисках несуществующего цветка. Тишина, густая темнота летней ночи, дурманящие благоухания растений, шорохи, непонятные огоньки, внезапно вспыхивающие и гаснущие или же мерцающие холодным светом... Как здесь не поверить в чудесную легенду! Ну а не нашел цветка папоротника — значит не повезло. Однако люди не унывали. Веселым праздником был иванов день. Пылающие костры, посылая ввысь тысячи искр, разрывали ночной мрак. Люди прыгали через огонь — по преданию, огонь очищал от всякого зла и болезней; купались в воде с «ивановскими травками», парились с душистым веником в мыльне (бане). К этому дню готовились загодя. Веники были особые: молодые березовые и дубовые ветки перемешивались с «ивановскими травками» — крапивой, мятой, полынью, иван-да-марьей. Пыша жаром, красные от пара, выскакивали люди с полка прямо на улицу и бросались с хохотом и визгом кататься по росной, прохладной траве. Говорили, что после такой бани человек излечивался от всех скорбей и болезней. Будто в «живую воду» окунулся! Как знать, может, она действительно была живой? Не эти ли капли прозрачной, словно хрусталь, переливающейся в лучах утреннего солнца росы, настоянной на нектаре цветов, послужили основой народной молве о живой воде? Недаром в Рязанской земле существовал стародавний обычай — в этот день больных относить на крапиве париться в баню. «Злая» трава крапива, да во многих случаях выручала людей. Банные веники как действенное лекарственное средство ценились издревле на Руси. О них уже упоминает в 985 году Лаврентьевская летопись. Вениками брали дань: «Победиша их и уставиша на них дань лыко и кошницы и веники до бани», а в XVI веке крестьяне подмосковных сел платили вениками и лекарственными травами царю и боярам оброк. Царь Алексей Михайлович в 1650 году в ночь на Ивана Купалу приказал направить крестьян для сбора трав и описания, где какие из них растут. Чудесами славился не только Иван Купала. Перед ним был праздник Аграфены-купальницы — лютые коренья, когда больных также волочили по росе. Люди купались в ней и мылись отварами ивановских трав. Оба праздника совпадали с днями летнего солнцестояния — временем бурного цветения трав, когда все вокруг напоено ароматом цветов, терпкими смолистыми запахами молодых листочков и почек, когда растения щедро делятся своими жизненными силами со всем, что их окружает. О целебной силе цветущих растений знали люди давно. На Северном Кавказе считалось очень полезным выносить больных в цветущий сад. Предания утверждали, что в это время растения приобретают магическую, колдовскую силу. Надо было много знать, чтобы вовремя собрать то или иное растение или какую-то его часть, обладавшие целебными свойствами. Знания тайн природы, ее законов, делали человека сильным, независимым от религии. Поэтому-то сбор полезных диких растений окружался ореолом таинственности. Люди, занимавшиеся этим делом, считались ведунами и преследовались церковью. Но знания, отлитые в народную мудрость, трудно удержать в секрете. Они многократно |