Юный Натуралист 1983-08, страница 16

Юный Натуралист 1983-08, страница 16

14

Ж

Последний месяц лета манит людей в лесные чащи запахом грибов и яркими россыпями ягод. По рощам бродят сбившиеся в стайки выводки птиц. Подрастают и набираются опыта детеныши четвероногих.

Еще в конце мая на пыли лесной дороги изредка встречались следы зайчат. Они напоминали следы взрослых Зверьков, но были значительно меньше, и разница между отпечатками задних и передних лапок не была такой резкой, как у старых зверей.

В начале мая у зайчих появились первые малыши. Маленькие пушистые комочки тихо сидели, затаившись в траве, а их мамаши лишь время от времени наведывались к ним, чтобы покормить жирным и питательным молоком. Всего несколько раз достаточно получить зайчонку порцию молока, чтобы подрасти и перейти к самостоятельной жизни.

В недельном возрасте зайчата начинают есть траву. В первые дни жизни зайчонок почти не передвигается, хотя уже вскоре после рождения он может быстро бегать.

В конце июня у_зайчих появляется второй выводок, а в августе — последний. Иногда этот выводок появляется несколько позже. Таких позд-

Зайчонок.

но родившихся зайчат называют листопадниками.

Маленьких, затаившихся в траве зайчат мы почти не замечаем. Особенно мало тревожат люди малышей первых двух выводков. Но вот настает пора сенокоса, а потом грибов и ягод, и симпатичные пушистые зайчата время от времени начинают попадаться на глаза грибникам и косарям. Велико искушение принести маленького, будто игрушечного зайчонка домой, но не делайте этого. Зайчонок — дикий зверь. И выкормить его трудно.

Однажды я случайно заметил маленький серый бугорок в редкой траве у самой дороги. Пригляделся — зайчонок. Я стал его рисовать, а он сидел совсем неподвижно, и только кончик носа его чуть вздрагивал. Но вот около темного блестящего глаза зверька уселся комар. Зайчонок смешно и неловко начал его смахивать передней лапкой, а потом не выдержал и шмыгнул в куст.

Зайчата первых выводков уже бегают по лесным оврагам, отыскивают съедобные травы. А маленькие августовские белячки неподвижно сидят в траве и, проголодавшись, стучат по земле передними лапами — зовут непоседливых мамаш.

Дикие кабаны день проводят в лесной глуши, куда редко забредает человек. А случится зайти туда грибнику, чуткие звери вскочат с лежки и исчезнут за кустами. Вечером, лишь только свежий туман начнет заползать в низины и меркнущий свет затушует очертания кустов, дикие свиньи покинут лежку. Знакомой тропкой двинутся они на ночную кормежку. Хотите взглянуть на них? Приходите к сумеркам туда, где кабаньи следы постоянно пересекали лесную дорогу. Вот где-то в чаще раздается треск. Теперь будьте особенно осторожны. На дороге появилась темная большая кабаниха. Зверь остановился и, прежде чем двинуться дальше, долго принюхивается и при

слушивается. Все в порядке. И только свинья тронулась с места, вслед за ней выскочили кабанята. Но это уже не те маленькие желтые с темными полосками на спине поросята. За четыре месяца они заметно подросли, шерсть их стала темной, а полосы почти совсем пропали.

Я давно знаю этот ^ыводок. Прежде в нем было шесть поросят, а теперь осталось только четыре. Значит, два поросенка уже пропали. То ли волк загрыз, то ли попали в какую другую беду. Это обычное явление, и во многих других кабаньих семьях к зиме остается меньше половины приплода.

Тихими августовскими вечерами в сгустившихся сумерках над прудом появляются летучие мыши. Среди них много и молодых, которых теперь уже не отличишь от взрослых.

Впервые я увидел рукокрылого малыша случайно. Наступал вечер, а тут еще наползли низкие тучи, и в лесу сделалось совсем темно. Я шел по скользкой тропе, торопясь скорее выбраться из промокшего леса. Вдруг сбоку от тропы раздался тонкий писк. Я остановился. Писк повторился. Он доносился из крапивы, где торчал едва различимый во мраке пень. Я решил, что в дупле или трещине пня свила гнездо какая-то птица. Но уже заканчи-

Детеныш

рыжей вечерницы.