Юный Натуралист 1983-09, страница 17

Юный Натуралист 1983-09, страница 17

15

хищников. Главный враг гагачат — серебристая чайка, крупная птица с крючковатым желтым с красным пятнышком клювом. Чайки сидят на огромных камнях — «бараньих лбах» и высматривают свою жертву. Мне пришлось быть свидетелем такой драмы, разыгравшейся в море...

Случилось это на другой день. С болью смотрел я, как недалеко от берега серебристая чайка охотилась на птенцов гаги, пикируя в море. Защищая своих малышей, мать с тревожным криком «кра-ка-ка-ка», «кра-ка-ка-ка» вытягивала шею навстречу хищнице. Чайка взмывала вверх и вновь повторяла нападение. Птенцы ныряли в воду, но затем, словно мячики, всплывали. Казалось, гага отогнала злодейку прочь. И все же с третьего раза чайка схватила одного птенца, не успевшего нырнуть и укрыться под водой.

Видевший это лесник Алексей Яковлевич Меньшиков, пожилой, много видевший человек, опытный работник заповедника, сердито проворчал:

— Ух, проклятая! Много она гагачат поедает, вреда от нее много.

В середине августа пустеет и замирает Девичья луда. Здесь останавливаются лишь пролетные птицы, а в конце месяца и они покидают остров. Луда немеет до весны — до конца мая — начала июня, до той поры, когда стает снег.

А. МИХАЙЛОВ Фото автора

Для них это был первый выход из гнезда, тренировка. Пока птенцы резвились рядом, гага, чуть-чуть поворачивая свою головку, слегка открывала клюв, тихо подавая птенцам звуковые приказы, только им понятные и строго ими исполняемые. При малейшей тревоге птенцы как по команде сразу прятались под крылья матери. Согревшись, они вновь вылезали на свежий воздух, повторяя забавную игру. Скоро выводок должен покинуть гнездо. Но когда? Сморенный долгими часами дежурства, я уснул.

Очнулся как-то сразу. «Неужели проспал?» Выглянул из палатки и огорчился. Около камня с колосняком гаги не было. Я подошел к гнезду. Ветер шевелил серые мягкие пушинки — знаменитый гагачий пух: легкий, теплый, ставший особенно популярным в последние годы. Даже в наш век синтетики люди не нашли ему заменителя.

Гагачий пух используется при экипировке участников полярных экспедиций, альпинистских восхождений, летчиков высотных полетов. Если очистить выстилку гнезда гаги от примесей (травы и другого мусора), то можно собрать около двадцати граммов пуха. В Кандалакшском заповеднике гагачий пух собирают ежегодно. Собирают и с промысловой целью, и с целью учета. В гнезде после ухода выводка остаются подскорлуповые пленки-оболочки: По ним ведется учет птенцов. Многие гагачата не "доживают до зрелого возраста из-за болезней, становятся жертвами