Юный Натуралист 1983-09, страница 41

Юный Натуралист 1983-09, страница 41

пусть даже в минимальных количествах влаги. Большинство пустынных грызунов, в частности песчанка вида Псаммомис обезус из Сахары, восполняет запас воды в организме, питаясь стеблями и листьями растений, обычных для пустынной местности. Песчанка берет из них девяносто процентов необходимой для нее влаги. Обычно она и живет возле таких растений, копает норы прямо под их корнями, чтобы всегда быть рядом с источником влаги.

Целая группа жесткокрылых насекомых, эндемиков Юго-Западной Африки, утоляет жажду исключительно каплями тумана. Кобылка из рода Онимакрис, обычно дневное насекомое, которое карабкается по стеблям растений и высасывает капли влаги, во время туманов становится и ночным жителем и прячется, лишь когда утреннее солнце высушит последние капли.

Есть и другие хитрые жители пустыни. Кобылка Онимакрис онгикулярис поднимается на самую верхушку дюны и поворачивается в ту сторону, откуда дует ветер. Потом она как бы встает на голову и вытягивает вверх длинные задние лапы. Частички влаги задевают хитиновую поверхность насекомого, по гладким лапкам стекают вниз, к голове и собираются там в виде крупной капли. Тут-то кобылка и глотает ее.

Насекомое из рода Лепидохор со своим сжатым, похожим на диск телом не может встать на пути влажного ветра, но оно компенсирует этот недостаток, став землекопом. Еще задолго до того, как поднимется ветер, оно выкапывает в песке небольшие траншеи перпендикулярно направлению ветра. На стенках этих канавок постепенно набираются капли драгоценной влаги. Они не успевают упасть на дно канавки и впитаться в песок — насекомое ловко выпивает их.

Сколько восторженных писем и интересных фотографий приходят к нам в Клуб от любителей подводного плавания! Ведь перед ними открывается удивительный, почти сказочный мир. Об одном из его представителей рассказывает Вадим Иванович Назаров.

Крабы с причудами

Средиземноморский краб из рода Дромиа Ради собственной безопасности сажает себе на спину живых губок, куски водорослей и вообще всевозможные мелкие предметы, обвешиваясь ими, словно старьевщик. Весь этот «скарб» он старательно удерживает на спине задними лапками. Вскоре губка прирастает к панцирю. Теперь краб отлично замаскирован. Если он не двигается, то его и не разглядеть за несъедобной губкой.

Впрочем, при появлении крупного хищника краб все же иногда сбрасывает со спины губ

ку, чем отвлекает его внимание, а сам тем временем прячется в укрытии.

Когда губка разрастается настолько, что ее края начинают выступать за границы панциря, краб снимает ее со спины, подрезает клешнями до нужных размеров и водружает на прежнее место.

Трудно сказать, извлекает ли губка из такого принудительного сообщества с крабом какую-либо пользу для себя, несомненно одно — она имеет возможность передвигаться и тем самым получает больший выбор пищи.

В Средиземном море обитает еще один необыкновенный краб. В каждой клешне он держит по маленькой актинии, которые служат ему одновременно орудием и защиты и нападения. С помощью стрекательных щупалец актиния ловит добычу, часть которой отбирает ее хозяин. Почему же актиния не противится такому неравноправному союзу? Разгадку ее терпимости, видимо, тоже следует искать в преимуществах путешествия перед сидением на одном месте...

Страстью к перемене мест отличаются и растения. Но поскольку они могут передвигаться только с помощью животных или ветра, • то идут на разные уловки — семена или плода их снабжены крючочками, прицепками, летучками,— лишь бы ухватиться за чью-то лапу или шерсть или легко взлететь при малейшем дуновении ветерка. Об одном таком растении — недотроге — рассказывает профессор Тартуского университета, доктор биологических наук Виктор Викторович Мазинг.

Странствующая недотрога

Название свое это растение заслужило полностью. Стоит слегка дотронуться до его спелого стручка — и плод взрывается, разбрасывая во все стороны крупные белые семена. Его знают и деревенские и городские дети. Во влажных местах вблизи реки или ручья растет недотрога обыкновенная. Это растение с