Юный Натуралист 1983-09, страница 46

Юный Натуралист 1983-09, страница 46

45

ПРИКЛЮЧЕНИЕ ЯШКИ

Пожалел художник Семен Потапыч бельчонка Яшку и купил его в Москве на Киевском вокзале вместе с клеткой из толстой проволоки. Он из командировки возвращался. Понравился ему Яшка, и взял его, не раздумывая, уж больно клетка была тесна, да и бельчонок грустный. У художника время от времени жили разные звери, а вот белки никогда не было. Одно сомнение брало Семена Потапыча: как Яшка перенесет дорогу? Ведь лететь им домой от Москвы очень далеко — в Среднюю Азию, да и не знал он, как Яшка раньше жил, в клетке ли его держать или выпустить можно.

— Ничего,— сказала хозяйка,— вы только его в дороге покормите. Он очень любит семечки и яблоки. И еще не забудьте воды дать, вот здесь крышечка есть...

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЛОКАТОРЫ

Сразу за зеленым пастбищем поднималось каменистое плато, плоское как стол, без малейших признаков растительности. Вдали снежные вершины манили свежестью. Плато дышало жаром раскаленного камня. Редкие травинки в трещинах скал высохли и пожелтели. Почти в самом центре этой горячей сковороды стояло одинокое дерево, низкое и невзрачное. Но пастухам и всем, кто случайно проезжал или проходил мимо, приятно было увидеть живую зелень среди камня. И люди,

обманываясь, пытались отдохнуть в тени дерева. Но тень у него всегда была маленькой и узкой, человеку, а тем более с лошадью совсем нельзя укрыться. Тень не появлялась утром, а в полдень и вечером она была очень короткой. Поэтому пастухи подолгу не задерживались под бдиноким арчевником, а торопились скорее покинуть горячее каменистое плато.

Птицы редко залетали сюда, только на дереве свил себе гнездо дубонос с толстым черным клювом. Понравилось ему чем-то дерево. Дубоносиха снесла пять лилово-бурых яиц в крапинку, а к лету благополучно вывела потомство.

Один любознательный человек заинтересовался, почему же все-таки дерево прижилось в таком пекле и отчего оно не дает большой тени? Он гостил у чабана и каждый день в разное время дня приходил к дереву.

Он отметил, что арча растет в трещине, корни ее ушли глубоко в камень и, наверное, достигли какой-то подземной воды. Листья арчевника, узкие и плотные, не испаряли много влаги.

И про то, почему тени нет, человек тоже догадался.

Утром, когда поднималось солнце, прямые и острые пики листиков смотрели в сторону восхода солнца. Солнце делало свой путь по небосводу, и листья поворачивались ребром так, что палящие лучи их не обжигали. Значит, и воды меньше испарялось из них, меньше драгоценной влаги теряло дерево. Как маленькие локаторы, листики целый день следили за солнцем. И только ночью и в редкое ненастье они отдыхали.

Так дерево приспособилось, чтобы жить на горячем камне, чтобы ни одна капелька зря не пропала.

Так любознательный человек еще одну загадку природы разгадал и людям поведал.