Юный Натуралист 1983-10, страница 11

Юный Натуралист 1983-10, страница 11

9

те же самые школьные экзамены, только узкоспециализированные — биологические».

— В 1952 году в олимпиаде при МГУ участвовало уже около ста человек, и почти все — кружковцы,— вспоминает К. Н. Благосклонов.— Именно там и родилась мысль дать тему сочинения «Что я видел, сидя на пеньке» или «Мой любимый домашний зверек». И знаете, ребята писали интереснейшие вещи. Те юннаты — уже члены-корреспонденты, доктора и кандидаты наук, из их числа вышло много ученых.

Некоторым из них мы задали вопрос: что вы, ветераны биологических олимпиад, можете пожелать их нынешним участникам?

М. Глазов (Институт географии), И. Прудовский (Институт молекулярной биологии), Д. Щербаков (Палеонтологический институт), С. Богоцкий (биологический факультет МГУ): «Олимпиада — школа будущей учебы, генеральная репетиция перед поступлением в институт. Не надо читать слишком много научной литературы, может получиться перекос в ту или иную область знаний. Развивайте логическое мышление, умение быстро принимать верное решение, стремитесь подходить к сложным задачам необычными путями».

— В 1953 году, — вспоминает К. Н. Благосклонов,— на третьей олимпиаде оказалось уже невозможным проверить все работы, потому что ребят значительно прибавилось — было около тысячи участников. Да и сравнивать работы было трудно. Как сопоставить сочинение о птице с рассказом о дворовой собаке? И вот тогда-то произошел поворот к вопросам — пусть их будет больше, но коротких.

Конечно, сегодняшняя олимпиада уже не та, что раньше. Когда-то это была викторина, проверка знаний, полученных из книг. Но нам, организаторам, важны были не заученные факты, а понимание происходящего в природе, то есть того, что нельзя выучить. И победителем становился тот, кто во всех отношениях был ближе к природе, а не тот, кто больше других прочитал и запомнил.

Шли годы, и успехи биологической науки ставили свои трудные вопросы. Усложнялись задачи, для каждого класса появились отдельные задания. Особой популярностью стала пользоваться тема

охраны природы. С развитием генетики и молекулярной биологии появились специальные кабинеты для желающих отвечать на вопросы, связанные с этими интереснейшими темами. Сегодня кабинетов много, и по количеству ребят у их дверей мы улавливаем направленность научных увлечений молодежи.

Рассказывают участники олимпиады:

Юра Вульф (г. Новосибирск): «В Барнауле на I Всероссийской биологической олимпиаде школьников я занял четвертое место. Здесь, в Калинине, мечтаю познакомиться с ребятами из Приморского края, потому что давно «болею» Японским морем. Первый раз побывал там в 1977 году и с тех пор всерьез занялся изучением его флоры и фауны. Особенно интересуют меня питательные цепи, проблемы сосуществования различных видов животных приливно-отлив-ной зоны. Чтобы облегчить себе исследовательскую работу в море, записался в секцию и получил разряд по скоростным видам подводного плавания. Биологией начал увлекаться с пяти лет... когда впервые прочитал книгу В. Бианки «Лесная газета». Сейчас остается лишь уточнить задачу: сделать выбор между экологией и биохимией. В обоих случаях меня привлекает то, что эти дисциплины находятся сегодня на гребне науки».

Участники и победители олимпиад — будущее нашей биологической науки. Чем выше ступень олимпиады, тем строже отбор, тем больше интересуют работников вузов участники конкурса как наиболее вероятные абитуриенты. А для школы важнее первые ступени олимпиады — школьная и районная, в которых принимают участие основные массы ребят. Здесь олимпиада помогает повысить интерес к биологии как к школьному предмету, расширить научный кругозор учащихся.

Рассказывают участники олимпиады:

Вадим Константинов (г. Саранск): «Занял первое место на барнаульской олимпиаде в 1981 году. Готовился по «Биологии» К. Вилли, использовал «Мир растений» А. Смирнова, «Мир животных» И. Акимушкина. Поступать буду, конечно же, на биологический факультет МГУ. Увлечение мое биологией началось с хронологической таблицы геологических эпох, она поразила меня своей масштабностью. В будущем постараюсь вне-

2 «Юный натуралист* № 10