Юный Натуралист 1983-10, страница 5

Юный Натуралист 1983-10, страница 5

3

в яйце начинают «щелкать». С помощью »тих звуков они поддерживают контакт друг с другом, а в итоге покидают гнездо одновременно. Однако столь важное событие подготавливает и наседка. За три-четыре дня до него она начинает очень часто «переговариваться» со своими детьми.

А как все происходит на птицефабрике! Там ведь нет наседок. Их обязанности выполняют инкубаторы. Они обогревают яйца, но молчат. И цыплята выводятся неодновременно. Те, что опередили всех, вынуждены сидеть в душном инкубаторе, ждать остальных.

Время, когда на птицефабрике появляются малыши, самое напряженное. С утра до вечера операторы вынимают цыплят из лотков и сажают в ящики. А на следующий день предстоит работа не менее сложная. Нужно опять брать каждого цыпленка в руки и определять, кто из него вырастет — курочка или петушок.

А там появляются и другие заботы. Маленькие цыплята умеют сами есть, однако без наседок к корму не спешат. И при всех стараниях часть их гибнет.

Велика разница между жизнью цыплят в естественных условиях и жизнью на птицефабрике. Значит, чтобы добиться успехов, повысить производительность труда, надо >ту разницу устранить. Вот итог размышлений Тихонова.

Не сразу все получалось. Поиск есть поиск. Были опасения, сомнения. Лабораторные эксперименты — одно, а фабрика — совсем другое. Но Александр Васильевич в конце концов придумал посредников между человеком и птицами и поставил их где надо. Чисто техническую часть работы выполнил инженер-радиотехник, сотрудник Института эволюционной морфологии и экологии животных имени А. Н. Северцова Владислав Михайлович Гуцев.

И вот в положенное время в инкубаторе начинают раздаваться звуки, напоминающие щелчки. Издает их радиоэлектронное устройство, причем чаще, чем птенцы. Александр Васильевич обнаружил, что в таком случае цыплята подстраиваются под ритм «лидера», сами издают щелчков больше, а в итоге выбираются из яиц даже раньше, чем если бы их насиживала наседка. Но электронное устройство не только задает определенный темп цыплячьему «разговору». Оно еще имитирует и крики наседки. Цыплята появляются на свет дружно, обсыхают. Наступает пора покидать инкубатор. Теперь другое радиоэлектронное устройство — «Зов» — посылает звуки, которые обычно издает наседка. Цыплята знают эти крики, они уже запомнили их раньше, поэтому послушно идут к своей «матери», быстро покидая инкубатор.

Когда цыплятам холодно или они попадают в какую-нибудь неприятную ситуацию, они по-особому пищат. Эти звуки у петушков и курочек отличаются, чем и воспользовался

радиоэлектронный определитель. Стоит перевернуть цыпленка на спину, он принимается пищать. Прибор анализирует звуки. И если это петушок, загорается одно табло, если курочка — другое.

Очень просто решена и проблема с кормежкой. Из радиоэлектронного устройства доносятся звуки, которыми наседка подзывает своих птенцов к еде. Услышав их, цыплята находят кормушки и поилки. Потом они успокаиваются и, собравшись в кучки, отдыхают. Но через 15 минут цыплята снова слышат призыв наседки. Вскоре они привыкают к распорядку дня. Когда надо — едят, когда надо — спят, отдыхают. Никаких распрей возле кормушек и поилок. Малыши быстро поправляются.

Каждое радиоэлектронное устройство, предназначенное для цыплят, миниатюрно. А все вместе приборы составляют комплекс «Сигнал». Это — уникальное сооружение. «Сигнал» создан впервые в отечественной и мировой практике птицеводства. За его изобретение Тихонов имеет пять авторских свидетельств.

Преимущества «Сигнала» бесспорны. Управляя поведением цыплят, работники птицефабрик добиваются больших успехов. Без радиоэлектронных устройств малыши выбираются из яиц двое-трое, а то и пять суток. Теперь этот процесс можно сократить до двенадцати часов. Инкубатор, в котором выводится семь с половиной тысяч цыплят, его обитатели покидают всего за полтора-два часа. А применение устройства, которое подзывает птенцов к пище, лишь в одном цехе, где выращивают за год около двух миллионов цыплят, дает хозяйству триста тысяч рублей чистой прибыли. Причем количество затраченных кормов остается прежним.

Приборы, входящие в комплекс «Сигнал», имеют еще одно большое достоинство. Их можно заставить подражать звукам и других сельскохозяйственных птиц.

— Сейчас на птицефабриках живут тысячи кур,— говорит Александр Васильевич.— Однако скоро войдут в строй громадные промышленные комплексы, где будут содержать по три миллиона несушек и по сто миллионов мясных кур. Управлять поведением птиц в этих созданных человеком гигантских популяциях можно будет лишь с помощью технических устройств. Мне бы хотелось создать птичник-автомат в полном смысле этого слова. Специальные приборы, улавливая звуки и следя за поведением кур, будут контролировать их физиологическое состояние, регулировать температурный режим, освещенность и, главное, взаимоотношения между ними. Все это сделать в принципе несложно. Нужно только выяснить еще кое-какие детали из жизни птиц.

Л. СТИШКОВСКАЯ