Юный Натуралист 1983-12, страница 23

Юный Натуралист 1983-12, страница 23

21

ется — входит человек. Среди кур переполох. Они долго не могут успокоиться. На следующий день человек недосчитался яиц: понервничав, куры ухудшили яйцекладку. В другой раз он вежливо постучал в дверь, и птица встретила его спокойно, нисколько не уменьшив в последующие дни продуктивность.

У нас в гостях Лидия Сергеевна Исаченко, автор многих статей о курах, опубликованных в нашем журнале. Сегодня она расскажет вам о редкой породе — шелковых курах.

Черноножая певунья

Как-то зимой на выставке Московского клуба голубеводства довелось мне услышать пение курицы. Именно пение. Подошла поближе к клетке. Там сидела небольшая курочка кремового цвета с черными ногами. В одной клетке с ней находился и петух — этакий крепыш той же окраски. Надпись у клетки гласила: «Шелковые куры».

Так, значит, они все еще живут на земле! А ведь птицеводы думали, что они уже вымерли. В последние десятилетия о шелковых курах ничего не было слышно.

В конце XVIII века европейцы, путешествуя по Южной Америке, увидели возле индейских хижин кур странной породы. Аборигены дорожили этой птицей — она славилась плодовитостью, и мясо ее будто бы помогало исцелению больных. Но больше всего европейцев поражало то, что белое оперение кур и петухов было словно вымазано сажей, а гребень, сережки и мочки ушей казались свинцовыми. В то же время крупных перьев, какие бывают на крыльях и хвосте у обыкновенных кур, у них совсем не видно. Тело покрывали перышки в виде узких длинных пушистых и шелковистых волосков. Впоследствии их так и стали называть шелковыми или волосатыми, потому что перышки спадали вниз, как распущенные волосы.

Однако самое любопытное у этих кур — черная кожа и черные кости. Когда куры расселились по европейским курятникам, их черное мясо подавали к столу как экзотическое

кушанье, хотя по вкусу это была обыкновенная курятина. На званых обедах мясо разносили на блюдах под белым соусом, чтобы подчеркнуть его необычную окраску.

Происхождение чернокожих кур остается загадкой. В средние века птицу завезли в Европу, но ее тут встретили недоверчиво. Черная курятина неприглядна. И только в прошлом веке птицеводы-коллекционеры привыкли и стали держать шелковых кур в своих птичниках. Они нашли в них немало достоинств. Птица, например, отличалась отменным здоровьем, была бодра и весела даже в тесном курятнике, тогда как куры других пород в подобных условиях всегда чувствовали себя подавленно. Чернокожие курочки считались хорошими наседками, благополучно выводили цыплят, а петухи то и дело пели, слыли задирами и не давали спуску петухам других пород.

После первой мировой войны численность этих кур резко сократилась. В конце концов их вообще сочли вымершими, во всяком случае, в Европе.

Однажды в печати появилось сообщение, что в селении Каракунуз Алма-Атинской области были обнаружены куры, у которых кости окрашены в черный цвет, а мускулы — синие. Сперва предположили, что это какая-то неизвестная порода, и ею заинтересовалась наука. Установили, что кур здесь одно время разводили местные жители, но черные тушки не пользовались спросом на рынке, и поголовье почти все перевелось.

Основательно изучив привезенных в Алма-Ату кур и покопавшись в литературе, исследователи выяснили, что это вовсе не новая порода, а известные ранее шелковые куры, которые считались вымершими. После этого сообщения в печати о них решительно ничего не было слышно. Птицеводы «похоронили» их вторично.

И вот шелковые куры на московской выставке. Вывели их в инкубаторе из яиц, доставленных откуда-то из дальних стран.

Если присмотреться к курочке-певунье и к петушку, можно заметить, что ноги и кожа у них все такие же, какие были и у их предков,— иссиня-черные. А вот «лицо» и гребешок уже не свинцово-сизые, а густо-малиновые с фиолетовыми разводами. Это означает, что к шел-