Юный Натуралист 1984-01, страница 11

Юный Натуралист 1984-01, страница 11

9

и мельков. Но токсотес, кроме всего прочего, с помощью рта еще и стреляет. Язык превращен у него в мощный поршень. Вода набирается в довольно большой рот, жаберные крышки захлопываются, губы смыкаются, остается только маленькое круглое отверстие в центре рта, и поршень-язык с силой выталкивает водяной снаряд. Пли!

Но куда и зачем стреляет токсотес? Вот теперь нам пригодится отснятая ранее кинопленка.

Вот токсотес медленно движется в воде на глубине десять-пятнадцать сантиметров от поверхности. Вдруг он замечает на прибрежном растении насекомое, которое находится справа от него. Естественно, добычу рыба видит правым глазом: каждый из ее глаз смотрит в свою сторону, и зрение у токсотеса, как и у всех рыб с таким строением головы, монокулярное, то есть один глаз глядит на нас, а другой в противоположную сторону. Но это охотника не смущает.

Назовем эту стадию так: «Внимание, добыча!» Теперь надо к ней подобраться. Это непросто, ибо любое движение, даже в воде, насекомое легко обнаружит с помощью больших фасеточных глаз. А ведь надо не только приблизиться, но и развернуться к добыче носом. И вот начинается медленное движение рыбы из глубины к поверхности, разворот носом к цели. Работают только грудные плавники — и то чуть-чуть, у остальных шевелятся лишь самые краешки. Хвост плавно уходит вниз, нос утыкается в поверхность воды, рот уже наполнен водой, наклон оси туловища к поверхности — 45 градусов.

Теперь наступает вторая стадия охоты: «Целься!» Для этого надо застыть. Значит, плавники должны, чуть подрагивая, обеспечить в воде равнодействующие силы «вперед-назад», которые и позволяют телу держаться на месте. Далее дело за глазами. Заметить цель можно и одним глазом, но попасть в нее можно, прицелившись уже двумя. Глаза рыбы разворачиваются к носу, и теперь она видит цель сразу обоими глазами.

Теперь — «Пли!». Тонкая, но мощная струя устремляется к цели, на конце ее снаряд — ударная капля. Брызг совсем немного, вся сила выстрела в ударной стреле. Поэтому название «рыба-брызгун» не совсем верно. Обильный фонтан брызг токсотес выпускает, когда ему надо намочить присевшее на воду насекомое. Тогда выстрел производится не в добычу, а рядом, с тем чтобы поразить цель, так сказать, навесным огнем: обильные брызги сверху замочат крылья насекомого и не позволят ему улететь, а под водой струя играет роль гидромонитора: токсотес не роется в грунте в поисках червяков и личинок, он вымывает их из грунта сильной направленной струей.

Интереснейшая рыба токсотес. Только невооруженным глазом всю механику стрельбы не углядеть: раз! —и нет мухи. Но токсотес

редко попадает в наши аквариумы, разводить в неволе его пока не научились. Тем не менее наблюдать охоту со стрельбой водяным снарядом может каждый аквариумист. Единственная рыба, котороя может стрелять почти как токсотес, но в то же время широко представленная в наших аквариумах,— это всем известный лялиус. Правда, стреляет он всего на пять-шесть сантиметров, но принцип стрельбы у него тот же.

Стрельба водяным снарядом — бесспорная специализация вида. В то же время анализ желудков токсотесов указывает, что сбитые стрельбой насекомые не составляют основу их пищи. А лентяи-лялиусы вообще не станут стрелять, если в кормушке на дне шевелится мотыль. Природа между тем ничего не создает лишнего, неоправданного, специализация же токсотеса на стрельбе — сложный итог приспособлений, который пока не стал обязательным путем добывания пищи. Как это объяснить? Может, мы с вами присутствуем при не оконченном еще эксперименте эволюции? Что, если добыча пищи с помощью стрельбы, уже доказав свою эффективность, все еще совершенствуется и не стала пока единственным путем питания токсотеса? Но станет в дальнейшем, когда выйдет из стадии эксперимента и перейдет, так сказать, в «серийное производство». А следом на этот эффективный способ охоты перейдет и лялиус — он уже сейчас, в наше время, двинулся по этому пути... Ведь специализация видов продолжается и в наше время. Свидетельство тому — звонкие шлепки водяных снарядов в аквариуме, где живут токсотесы.

М. МАХЛИН,

кандидат педагогических наук

2 «Юный МППЯЛИГТ. N! I