Юный Натуралист 1984-01, страница 8

Юный Натуралист 1984-01, страница 8

лишайника — рассыпаются в пыль от малейшего прикосновения, особенно в засушливую погоду, а растут очень медленно — не больше чем на один-три миллиметра, всего на булавочную головку за год. Пройдет человек по лесу, примнет траву — смотришь, она уже поднялась, расправилась и покачивается на ветру, чистая, свежая, ярко-зеленая. Куда труднее лишайникам — им не выпрямиться, не расправиться. Пройдут годы, а то и десятилетия, пока на месте сломанного появится новое крошечное растение.

Как же уберечь лишайники от гибели! Численность некоторых их видов катастрофически уменьшается, и, если не принять срочных мер, им грозит полное исчезновение. В 1982 году около тридцати видов лишайников внесены в Красную книгу СССР.

Каждый шаг в лесу, поставленная на поляне палатка, разожженный костер могут принести гибель лишайникам. Но нельзя же ходить по лесу, все время глядя под ноги и выбирая место для каждого шага!

Единственная возможность сберечь хрупкие, трудно возрождающиеся растения — это создать охраняемые территории, куда доступ будет разрешен только специалистам. Румпо для этой цели — идеальное место. Где, как не здесь, в лаборатории, созданной самой природой, изучать лишайники! Ведь до сих пор они во многом остаются загадкой для специалистов.

Еще немногим более ста лет тому назад о природе лишайников не было известно ничего. Их называли то мхами, то водорослями, а то и просто «хаосом природы» или «убогой нищетой растительности». Сейчас каждому

школьнику известно, что в основе их биологии лежит явление симбиоза гриба и водоросли. Но и теперь еще не до конца выяснено, каковы их взаимоотношения, почему какой-либо вид гриба уживается с определенным видом водоросли, как находят они друг друга, создавая бесчисленное многообразие форм.

Лишайники оказались весьма сложным объектом изучения: очень уж медленно они растут. Чтобы вырастить в лаборатории взрослое растение, требуется не меньше двадцати лет, а может быть, и вся жизнь исследователя. Трудно проводить столь долговременный эксперимент!

Ученые не только наблюдают за жизнью обитателей заповедного теперь полуострова, но и охраняют его от непрошеных посетителей, приезжающих на выходные дни. Иных «любителей природы» так и тянет проехать за шлагбаум, разбить палатку между кустами можжевельника, развести костер на живописной полянке.

Вряд ли те, кто бесцельно нарушает строгий режим заказника, подозревают, что они — соучастники скоростного истребления растительного покрова, формировавшегося тысячи лет.

Первыми поселяются лишайники на свежеобнаженных каменистых поверхностях, застилают их разноцветными лоскутами. Солнце, вода и минеральные соли — вот все, что нужно им для жизни. А со временем на живой корочке появятся мхи: лишайники постепенно растворят и размельчат своими выделениями поверхность монолита, а отмирая, удобрят, обогатят формирующуюся почву. За мхами потянутся травы, затем кустарники, деревья.