Юный Натуралист 1984-01, страница 9

Юный Натуралист 1984-01, страница 9

7

А ведь если бы не лишайники, на камнях попросту не образовалась бы почва, пригодная для ' цветковых растений,— вот наглядный пример сложных экологических связей, доказательство незаменимости любых, самых невзрачных на первый взгляд растений. Но как только лишайники выполнят свою роль, быстрорастущие конкуренты вытесняют их с завоеванной территории, заставляют карабкаться на стволы и ветви деревьев, на бесплодные камни.

На Румпо первопроходцам такая участь пока не угрожает. Ведь на альварах — так называется этот удивительный ландшафт — под тонким слоем почвы, местами всего в два-три сантиметра, лежит сплошная каменная плита, светло-серый известняк. На такой почве не могут расти ни трава, ни деревья.

Зато сколько здесь лишайников! Издали они кажутся безжизненно-однообразными. А присмотришься — какие же они разные!

Вот кружевные кустики Кладонии — оленьего мха. На самом деле это не мох, лишайник. Его еще называют ягелем. Ягель — главное богатство арктической тундры, основной корм северных оленей в зимнее время.

А вот большие светло-серые пятна листоватых Пармелий, похожих на свернувшуюся древесную кору. Накипными лишайниками обсыпаны крутые бока валунов.

То и дело наклоняется Юрий Леович, показывает и называет все новые и новые виды. Многие из них используются в народном хозяйстве для приготовления лекарств, красителей.

И здесь, как и везде на воле, будь то лес, поле или пустыня, идет своя жизнь. Бесчисленные пауки, тараканы, жужелицы хлопотливо спешат куда-то по.своим делам. Неуклюжие улитки перетаскивают с места на место тяжелые домики. Но больше всего в «лишайниковых зарослях» обитателей, которых можно разглядеть только с помощью лупы.

Когда-нибудь, хотя очень не скоро, и на Румпо будет шуметь лес. Уже сейчас в соседстве с лишайниками, там, где слой почвы чуть потолще, уживается можжевельник. Такой же неприхотливый к условиям обитания — к составу почвы, влажности, температуре,— и такой же чувствительный к загрязнениям воздуха. В городах можжевельник не растет, да и в лесу сейчас встреча с ним — редкость. Вырванные для веников кустики, сломленные для букета веточки с шишкояго-дами — и вот с каждым годом остается все меньше и меньше этого единственного на севере хвойного кустарника, родственника туи и кипариса. Отдельные виды можжевельника уже внесены в Красную книгу СССР.

На острове редкостное сообщество низших и высших растений исследуется и охраняется. Этот удивительный природный ландшафт, где царят лишайники, будет сохранен в первозданном виде.

М. САМСОНОВА,

кандидат биологических наук

Фото автора