Юный Натуралист 1984-04, страница 26

Юный Натуралист 1984-04, страница 26

МОЯ РОДИНА-

w

ЭДЕЛЬВЕЙСЫ В XV15VJHAX

Знакомый альпинист разглядывал этот снимок с особым интересом.

— Как же, как же, эдельвейс альпийский. Загадочный горный цветок. Более чем скромная внешность и всемирная слава. К сожалению, уже в Красной книге. У нас его очень мало осталось, только в труднодоступных местах. Где же он вам встретился? За Полярным кругом? Невероятно! Он ведь даже на Кавказе не растет, хотя некоторые считают, раз горы — должен быть эдельвейс. Это, кстати, порождает немало ошибок в печати. В Альпах, Карпатах, на Балканах он есть. Но в Хибинах откуда? Фантастика какая-то...

Признаться, я тоже не ожидал увидеть его там, как, впрочем, и многие другие диковинные для Крайнего Севера растения...

Мы уже привыкли к тому, что в суровых северных широтах строят города, электростанции, добывают ценные руды. А вот эдельвейсы за Полярным кругом показались чудом. Я сфотографировал их прошлым летом в Мурманской области рядом с городом Кировском в Хибинах, у озера Большой Вудьявр.

На другом берегу виднелись современные промышленные постройки. Город как город... Только летом — долгий полярный день, зимой — ночь. А было время, когда здесь была безлюдная тундра. И никаких эдельвейсов... Их бы и не было, если бы не этот город...

Короткая справка: «Хибины — самый высокий, самый суровый, самый богатый район Кольского полуострова, расположенный в 90 километрах к северу от Белого и в 180 километрах к югу от Баренцева моря. Площадь массива — более 1300 квадратных километров...

Одним из самых больших участков Хибинских тундр является Кукисвумчорр (в переводе с саамского — «Гора у длинной долины»), состоящий из нескольких плато и отрогов, разделенных огромными цирками. Именно здесь, на Кукисвумчорре, в первой пятилетке начался бой за апатиты».

Он идет и сейчас. Трудовой бой за плодородие нашей земли, за урожаи хлебных нив, за богатство нашей Родины.

В начале двадцатых годов здесь были обнаружены огромнейшие запасы фосфатного сырья — апатитов. Это позволило нашему государству на собственной сырьевой базе наладить производство фосфорных удобрений, отказавшись от дорогих заграничных фосфоритов.

Еще одна справка: «Специалисты подсчитали, что тонна апатитового концентрата, превращенная в суперфосфат и внесенная на поля, даст с каждого гектара прибавку урожая пшеницы 30 центнеров, картофеля — 160, сахарной свеклы — 200, хлопка — 20 центнеров».

Некогда пустынный край преображен руками советских людей. Построены города, поселки, железные дороги, рудники, обогатительные фабрики. Это была трудная работа. Это был настоящий подвиг народа.

Геологической разведкой недр Кольского полуострова руководил наш замечательный ученый Александр Евгеньевич Ферсман, поэт камня, как назвал его Алексей Толстой. Вот что писал академик Ферсман:

«Хибины — это горы более километра высотой... Здесь грозная природа с дикими ущельями и обрывами в сотни метров высотою; здесь яркое полуночное солнце, несколько месяцев подряд освещающее своими длинными лучами снежные поля высоких нагорий. Здесь в темную осеннюю ночь волшебное северное сияние фиолетово-красными завесами озаряет полярный ландшафт лесов, озер и гор. Здесь, наконец, для минералога целый мир научных задач, заманчивость неразгаданных загадок далекого геологического прошлого великого северного гранитного щита.

В серой, однообразной природе, среди скал с серыми лишаями и мхами — целая гамма редчайших минералов: кроваво-красные или вишневые камни, ярко-зеленые эгирины, фио