Юный Натуралист 1984-07, страница 28

Юный Натуралист 1984-07, страница 28

можно также, что она играла роль наблюдательной «вышки» — с нее могли подаваться огневые сигналы расположенным у берега городищам. С двух сторон от входа в пещеру в камне вырублены площадки, на которых зажигались костры.

На берегу озера невдалеке от пещеры найдены городища курыканского времени: в горах внутри защитных земляных валов и каменных стен также обнаружены места курыканских поселений.

Курыкане — предки якутов, жили на Байкале в VI X веках нашей эры, более тысячи лет назад. Позднее они были вытеснены из Прибайкалья на территорию современной Якутии.

В 1662 году неистовый протопоп Аввакум Петров возвращался домой из долгой сибирской ссылки. В своем «гениальном», по выражению А. Н. Толстого, «Житии протопопа Аввакума» он описал переправу через озеро Байкал. Но до сих пор неясно, к какому месту западного берега пристала лодка Аввакума «с братиею».

Аввакум так рассказал о своем переезде через Байкал: «Погостя у станицы соболиной русских людей... и с нужду запасцу взяв, лотку починя и парус скропав, через море пошли. Погода окинула на море, и мы гребми перегреблись: не больно о том месте широко — или со сто, или с осьмьдесят верст. Егда к берегу пристали, восстала буря ветренная, и на берегу насилу место обрели от волн. Около ево горы высокие, утесы каменные, и зело высоки,— двадцеть тысящ верст и больши волочился, а не видал таких нигде. Наверху их палатки и

повалуши, врата и столпы, ограда каменная и дворы — все богоделанно. Лук на них растет и чеснок,— больши романовского луковицы, и слаток зело».

Исследователи творчества Аввакума П. Н. Савицкий и А. Н. Робинсон считают, что он переплыл озеро наискосок, от Селенги до Ангары. В. Е. Гусев оспаривает это мнение, утверждая, что «запечатленный им пейзаж свидетельствует, что он пересек Байкал в направлении к бухте Песчаная или Бабушка».

Аввакум плыл, как нам представляется, от Посольского сора к устью реки Голоустной. В те далекие времена плавание по Байкалу на парусно-гребных дощаниках было полно смертельной опасности. Долгие годы перевоз производился от устья реки Голоустной, где пролегал торговый путь Иркутск — Кяхта и содержалась специальная переправа.

Именно этим путем в 1650 году переплыл Байкал атаман Колесников с русским посланником в Китай Ерофеем Заболоцким. Аввакум, несомненно, воспользовался этой же, уже известной и выверенной дорогой.

Буря застигла их, видимо, южнее устья Голоустной, а место от волн они «обрели» между Чаячьим Утесом и Скрипером, у мыса Соболев Отстой. Здесь за галечниковым валом есть уютный заливчик, отстой, вполне пригодный и надежный для стоянки небольших судов. Войдя в отстой и дожидаясь окончания шторма, Аввакум и его товарищи наверняка бродили по окрестным горам, ловили рыбу, собирали лук, а возможно, и охотились. И тут-то они и познакомились с так поразившими Аввакума грома