Юный Натуралист 1984-08, страница 14

Юный Натуралист 1984-08, страница 14

12

Было уже совсем темно, когда я вернулся в нашу лесную избушку. Зажег лампу и сел за стол. За окном от ее яркого света темнота сделалась еще гуще. Из чащи на свет стали собираться ночные бабочки и другие насекомые. Одни лазали по стеклу, безуспешно пытаясь проникнуть в комнату, другие, с разлета ударившись в окно, неподвижно сидели на подоконнике.

Время от времени, отрываясь от записной книжки, я взглядывал на освещенное стекло. Чем гуще становилась ночная темнота, тем больше собиралось бабочек на манящий свет. Самыми многочисленными были легкокрылые пяденицы. Вот эта крупная с нежно-зелеными крыльями — большая зеленая пяденица, эта — с кирпично-рыжей извилистой полосой на крыльях — пяденица-об-дирало — опасный вредитель фруктовых садов. Самки у этой пяденицы бескрылые, значит, это самец явился из леса. А серых коротконогих пядениц собралось сразу несколько. Они заметно отличались от других своих родственниц характерной посад-

Гусеница, кокон и куколка травяного коконопряда.

кой. Сложив свои серые с темным рисунком крылья, они очень напоминали ту стрелу-летучку, которую школьники любят делать из бумаги и пускать на переменах. Сидит, приподняв крылья, похожая на желтый сухой лист пяденица осенняя. И еще много мелких пестрых пядениц.

Слетелись бабочки из семейства совок. Ярким рубиновым огнем вспыхивали глаза этих ночных мотыльков, когда они, ползая по стеклу, попадали в сноп света. Многие совки похожи и мало отличаются друг от друга. Но когда присмотришься, начинаешь различать и их. Темно-желтые воинственные совки все время вертятся и не сидят на месте. Огородные совки с красно-коричневыми крыльями, украшенными небольшим светлым пятном, более смирные. А вот и редкая лебедовая совка. Ее крылья разрисованы замысловатым малахитово-зеленым узором. Наиболее красивыми кажутся металловидки, чьи крылья отливают золотым блеском.

Приглядываясь к ночным гостям, вдруг замечаешь, что состав их сильно изменился по сравнению с теми, что прилетали сюда месяц-два назад. Уже совсем не видно никаких бражников. Все реже ударяют в стекло беспокойные травяные коконопряды. Почти перестали прилетать пестрые с крупными коричневыми и белыми узорами на передних крыльях и с огненно-красными задними крыльями медведицы-кайи. Но зато чаще показывались крупные с муаровыми нижними крыльями голубые и красные ленточницы, а иногда залетала и более редкая желтая ленточница.

Вот из темноты показалась лягушка и зашлепала по прелым листьям прямо под освещенное окно. Ее, как и меня, тоже заинтересовали собравшиеся на свет насекомые. Правда, интересы ее были совсем не такие мирные, как у меня.

Ночь давно уже перевалила за половину. Я решительно

Гусеница винного бражни-

гашу лампу и иду спать, прервав веселый хоровод насекомых.

Утром солнце золотыми бликами заиграло на листьях. Я подошел к окну. Стекла были пусты. Все многочисленные насекомые, собравшиеся на свет, успели куда-то попрятаться. Только бледно-зеле-ная тоненькая златоглазка — хризопа одиноко сидела на подоконнике. Солнце пригревало все щедрее, и над последними летними цветами закружились уже дневные бабочки.

Шагая по тенистым лесным тропкам и выходя на полянки, мы постоянно встречаем разных гусениц. Гусеницы бабочек очень любопытный объект для наблюдений, фотографирования и рисования. Среди них много ярких, цветных, интересной формы. И пожалуй, рисовать гусениц даже интереснее, чем взрослых бабочек.

Едва в начале лета поднимутся лесные травы, на стеблях, а то и просто на земле начинают встречаться лохматые гусеницы — бархатисто-черные с белыми и желтыми пестринами на боках. Они встречаются все лето. Сначала некрупные, а к моменту окукливания вырастают до семи сантиметр ров. Это гусеницы уже известного нам травяного ко^ нопряда. Той самой провор^ ной рыжей бабочки, настойчиво ударяющейся в стеьдор в попытке проникнуть внутрь. Когда приходит пора окукли