Юный Натуралист 1984-08, страница 18

Юный Натуралист 1984-08, страница 18

16

которые с удовольствием покупает местное население...

Так вдоль стендов мы дошли до образцов продукции, которую получают из пней. Обычно их выкорчевывают и в лучшем случае оставляют гнить на краю лесосечных просек. «Не по-хозяйски!» — решили на Волыни. Построили химический цех. И стали получать из пней и корней хвойных деревьев скипидар, смолу, деготь, древесный уголь.

Словом, здесь все идет в дело. И в этом я убедился не только на выставке.

В городке Киверцы мне показали несколько цехов по переработке древесных отходов и малоценной древесины, по изготовлению кухонной утвари, черенков для лопат или грабель, красивых сувениров, словом, десятков различных очень нужных изделий.

Под руководством мастера народного творчества И. Ареванюка здесь работает большая комсомольско-молодежная бригада резчиков по дереву. Молодые мастера делают из так называемых отходов и «малоценной древесины» прекрасные сувениры: украшенные искусной вязью резьбы, затемненные выжженными рисунками и покрытые лаком подносы и декоративные тарелки, шкатулки и хлебницы. Красиво — любо поглядеть!

В другом цехе из отходов делают обыкновенные бельевые прищепки. Пустяковое вроде бы дело. А без таких изделий не обойдется ни одна хозяйка. Так вот, маленький цех в Киверцах изготовляет прищепки даже на экспорт: из Волыни они едут в Англию.

Еще один цех. Здесь освоено производство декоративного художественного паркета. Из обрезков различных древесных пород мастера составляют красивые узоры.

В городке Цумань свое хозяйство показывал главный инженер лесхоззага, бывший лесничий Николай Петрович Кухарец. Обошли цехи. Идем по опушке леса. И неожиданно встречаем стройные ряды врытых в землю пеньков. Это зачем?

— Наша грибная плантация,— говорит Кухарец.

— Грибная?!

Удивляться было чему. Известно, что в массовом промышленном масштабе у нас в стране выращивают только шампиньоны. Но для этого строят специально оборудованные крытые помещения, где нужно поддерживать определенный микроклимат.

А вешенка обыкновенная, оказывается, хорошо растет на пнях. Технология ее выращивания, разработанная белорусскими учеными, предельно проста. Специально приготовленным мицелием гриба надо «заразить» чурбачки лиственных деревьев. Потом их наполовину зарывают в землю. Вот и все. Теперь остается подождать первых сентябрьских холодов, когда появятся грибы.

— За сезон с одного пенька можно собрать от одного до двух килограммов,— говорит Кухарец.— А с одного гектара такой «пенько

вой» плантации можно снять до двух десятков тонн грибов за сезон.

— Мы, лесники, обязаны использовать все возможности и богатства леса,— утверждал Дмитрий Антонович Телишевский.— Он всегда давал пищу и пропитание народу. В лесу водится дичь, растут ягоды, грибы, плоды и орехи... Сейчас в лесном хозяйстве говорят о необходимости расширять их сбор. Эта работа называется «побочным пользованием» леса. А мне кажется, она должна быть не «побочной», а одной из главных среди забот лесника.

Слово у волынян не расходится с делом. Они проявили немало настойчивости, чтобы построить и оборудовать больше десятка консервных, плодоовощных цехов, где производят соки, варенья, маринады, соленья, компоты из лесных ягод и плодов. Более того, они оборудовали на опушках и полянах плантации ягодников: клюквы, малины, смородины, кизила, калины, черноплодной рябины-аронии и других.

Мне показали плантацию клюквы: каждая ягода — размером с черешню! Я ходил и любовался огромными красными крапинами на зеленом мху... Но дело, конечно, не только в красоте ее. Урожайность у этой клюквы выше, чем у обычной лесной.

Дальше, как говорится, больше. Практически в каждом лесхоззаге появилась своя пасека. И лесники стали получать товарный мед. Потом начали выпускать консервы из дичи...

В лесах нашей страны на площади свыше 60 миллионов гектаров произрастают самые разные дикие плодово-ягодные растенкЛ и орехи, огромное количество грибов. Однако все это богатство человек расходует бессистемно и далеко не полностью. Как же решить проблему?

Есть несколько путей. Во-первых, ученым предстоит лучше изучать и учитывать недревесные ресурсы леса. Во-вторых, необходимо лучше организовывать сбор подаренного нам природой сырья и переработку всего собранного. Наконец, есть еще один путь. Человек может получать еще больший урожай плодов, ягод, грибов, орехов, если научится выращивать их на искусственных плантациях. Все это и делают лесники Волыни.

Образно говоря, они за деревьями увидели сам лес со всеми его богатствами. Они посмотрели на него не узко — только как на источник древесины, а значительно шире — как на богатейшую кладовую чудесных даров.

Но в то же время здесь к лесу не относятся как к бездонному колодцу, из которого можно бесконечно черпать богатства, вплоть до полного их истощения. Лес нужно беречь, экономить его ресурсы, основываясь при этом на научных расчетах и прогнозах.

В. ИСТОМИН