Юный Натуралист 1984-11, страница 41

Юный Натуралист 1984-11, страница 41

39

Идет нерка.

row, скопилось много горбуши. Рыбы стоят голова к голове. Дна почти не видно. Время от времени то одна, то другая с разгона устремляется в мелкий бурлящий поток. Крутые горбы самцов высоко торчат из воды. Несколько секунд бешеных усилий, и рыба оказывается по ту сторону преграды.

Некоторые горбуши заходят даже в небольшие ручьи, впадающие в реку. Они поднимаются все выше и выше. Галечниковые мели буквально переползают на боку, надеясь найти в верховьях места, благоприятные для нереста. Такая ошибка обычно бывает роковой. Мне приходилось находить горбуш в ручейках шириной не более чем в ладонь. Глубина там всего один-два сантиметра. Просто удивительно, как рыба вообще смогла туда пробраться.

В то время как одни рыбы выстаиваются в ямах или продолжают идти вверх по реке, другие приступили к нересту. Сквозь мелкую прозрачную воду хорошо видны ямы в гальке на дне. Их сделали самки горбуши, чтобы отложить икру. Кое-где среди камешков видны крупные икринки, потерянные рыбами. Но они недолго лежат открыто. Вот мелькнуло в воде серое тело, и крупная кунджа в секунду проглотила валяющиеся икринки и вернулась в тень упавшего в воду дерева. Везде мелькают небольшие рыбки мальмы с яркими красными пятнышками на боках. Все они только и ждут момента, чтобы поживиться икрой горбуши. И кунджа и мальма ее родственники. Они входят в семейство лососевых рыб, но относятся к другому роду — гольцам. Кунджа — проходная рыба, живет в море, но размножается в пресной воде. Она ведет хищный образ жизни, питаясь и в море, и в реках. Мальмой же на Дальнем Востоке называют широко распространенного арктического гольца. Это тоже проходная рыба. Однако у него известно много так называемых жилых форм, которые всю жизнь проводят в пресной воде.

Если сесть тихонько на берегу, то можно понаблюдать за поведением горбуши. В реке быстро восстанавливается порядок. Вспугнутые рыбы возвращаются к своим гнездам. Часть из них еще только начинает делать ямы для нереста. Для устройства гнезда они выбирают перекаты или границы между плесами и перекатами с глубиной около полуметра, иногда больше. При этом горбуши любят, чтобы нерестилище было затенено высокими берегами или лесом. Нередко на одном квадратном метре нерестятся три-четыре, а то и больше самок. Ударами хвоста и сильными движениями тела рыбы разбрасывают гравий и гальку. Быстрое течение относит грунт в сторону, и постепенно образуется яма глубиной до пятидесяти сантиметров. Сюда самки мечут икру, чаще всего двумя-тремя порциями, а самцы в это время оплодотворяют ее, поливая молоками. Каждая самка от

кладывает от пятисот до двух тысяч икринок. Нерест обычно происходит ночью. Отметав икру, самка забрасывает ямку мелкой галькой. Образуется так называемый нерестовый бугор. Иногда он достигает в длину двух, а в ширину полутора метров, но чаще его размеры меньше. Самки еще несколько дней продолжают стоять над гнездом, отгоняя от него других рыб, иначе на месте ее нерестового бугра могут устроить гнезда другие, пришедшие позже рыбы. При этом они невольно выбрасывают ранее отложенную икру, отдавая потомство предшественницы на съедение хищникам.

Рыбам нелегко дается путешествие из моря к нерестилищам. Войдя в реку, горбуша не питается, живет только за счет внутренних запасов. Преодолевая пороги, перекаты и мели, рыбы сильно трутся и треплют плавники. У многих раны на теле, местами кожа стерта до мяса. Некоторые поражены сапролегнией. Мицелий этого гриба словно белой ватой покрывает участки их тела. Горбуши, уже отметавшие икру, находятся на грани истощения. Их дни сочтены. Никто из них уже не вернется в море.

Берега речки покрываются трупами погибшей рыбы. Настало время пира для многих обитателей тайги. Огромные стаи больше-клювых и черных ворон собираются на берегах. Ближе к морю к ним присоединяются различные чайки. Вдоль берега тянутся медвежьи тропы. Эти звери — основные потребители рыбы. Они довольно осторожны, и увидеть медведя мне довелось только один раз. Возвращаясь с экскурсии на Камышовый хребет, я сильно задержался, с трудом пробираясь через заросли кедрового стланика и курильского бамбука. Часть пути пришлось идти уже ночью при свете полной луны. Спустившись к небольшой речке, я столкнулся с бродившим по воде медведем. Тот сразу же галопом взлетел по склону и исчез в лесу.

В реках Сахалина, впадающих в залив Терпения, ход горбуши начинается в конце июня — июле и продолжается до сентября. В октябре все нерестящееся стадо уже погибает. А жизнь потомства продолжается.

Оплодотворенные икринки начинают развиваться в нерестовых буграх. Там икра находится в относительной безопасности. Вода свободно проходит сквозь слой гальки, снабжая развивающиеся икринки кислородом и унося продукты метаболизма. Как известно, икра у лососей красная, точнее, оранжевая. Почему? Дело в том, что эта окраска обусловлена большим содержанием в икре каротино-идов. По той же самой причине в оранжевый цвет окрашены и корнеплоды моркови. Каро-тиноиды выполняют различные функции в растительных и животных организмах. В икре эти вещества играют важную роль в дыхании. Они участвуют во внутриклеточном запасании кислорода. Это становится очень важно в тех