Юный Натуралист 1984-11, страница 43

Юный Натуралист 1984-11, страница 43

41

интенсивный нерегулируемый промысел лососей в море, и поголовье рыбы э-начительно убавилось. Кроме того, на многих реках построены ГЭС, нерестилища загрязняются сбросами химических заводов и лесосплавом, сточными водами промышленных предприятий. Все меньше и меньше становились стада приходящих на нерест рыб.

Сегодня в ряде стран, в том числе и в Советском Союзе, принимают энергичные меры, чтобы восполнить запасы дальневосточных лососей. Проводятся рыбоохранные мероприятия, образованы заказники и заповедники на местах нереста, расчищают нерестилища от ила и затонувших бревен. Особенно эффективным оказалось искусственное разведение лососей на рыбоводных заводах. Там инкубируют икру и выпускают на волю уже подросшую молодь. В СССР воспроизводством тихоокеанских лососей занято более тридцати рыбоводных заводов. Большинство их расположено на острове Сахалин. Ежегодно они выпускают в море почти миллиард штук молоди! В основном выращивают кету и горбушу. Выведенные на рыбозаводах лососи составляют ощутимую долю общего поголовья этих рыб.

Давайте теперь совершим экскурсию на один из рыбоводных заводов. На берегу «горбушовой» речки расположилось несколько белых домиков. Среди них выделяются длинные низкие здания инкубационных цехов. Стоит горячая пора: идет сбор икры. Люди работают с раннего утра до позднего вечера.

Речку перегораживает сооружение из больших деревянных клеток — садков. Один или два садка являются ловушкой. Рыба, поднявшись по искусственному порогу — деревянному настилу, проходит в узкую щель и попадает в садок. Там она и остается, не находя выхода. Рыбоводы с помощью большого сачка достают попавшуюся горбушу и внимательно ее обследуют, определяя, готова ли рыба к размножению. Незрелых особей отсаживают в специальные садки, через которые протекает речная вода, где они и дозревают. В цехе воспроизводства царит полумрак: солнечные лучи губительно действуют на икру. Здесь у самок собирают икру в эмалированные тазы. Один таз наполняется икрой от десяти-пятнадцати самок горбуши. В течение пяти минут (медлить нельзя) в таз с икрой

отцеживают молоки от шести-восьми самцов и содержимое тщательно перемешивают. Потом оплодотворенную икру промывают водой. После набухания оболочек ее в специальных ящиках переносят в инкубационные цехи. Там икринки аккуратно раскладывают на небольшие, затянутые сеткой рамки. На одну рамку помещают около трех тысяч икринок. Рамки с икрой укладывают в стопки, прикрывая их сверху еще одной, пустой. Эти стопки помещают в специальные затемненные бассейны в инкубационных цехах. Постоянный проток речной или ключевой воды омывает икру. В течение всего периода инкубации за развивающейся икрой внимательно следят, чтобы она не покрывалась илом, не возникали различные заболевания.

За время развития икры и молоди на рыбоводном заводе отход обычно не превышает семи-восьми процентов. Это гораздо меньше, чем в природных условиях. Весной молодь выпускают в реку или вывозят в море возле устья. Там искусственно выращенные горбуши начинают жизнь своих диких собратьев. Многие из них погибают, часть возвращается через год на нерест, часть вылавливают промысловые суда. Согласно проведенным исследованиям из тысячи выпущенных мальков впоследствии могут быть пойманы приблизительно семь взрослых горбуш. Это означает, что рыбозавод мощностью в !0 миллионов икринок может давать ежегодно около ста тонн товарной рыбы.

Разведение ценных тихоокеанских лососей, несомненно, выгодно и имеет большое будущее. Десятки научных лабораторий занимаются разработкой и улучшением методов рыбоводства. Лососи могут стать просто сказочными «домашними» животными, которые путешествуют и набирают вес в безбрежных океанских просторах и неизменно возвращаются в положенный срок к родным берегам.

Но нужно, чтобы и реки сохранились чистыми, чтобы ежегодно « их прозрачные воды, как и века назад, устремлялись на нерест многотысячные стада рыб. Чтобы наши потомки смогли, как и мы, любоваться среди тайги ходом лососей —одним из самых грандиозных и впечатляющих зрелищ в природе.

А. БАРДИН,

кандидат биологических наук