Юный Натуралист 1985-02, страница 16

Юный Натуралист 1985-02, страница 16

Недалеко от бывшей Калужской заставы есть в Москве тихая и неширокая Донская улица. Нынешнее поколение школьников не знает, что еше не так давно вся улица была застроена невысокими, в основном деревянными домами и что тогда редкие каменные четырех- и шестиэтажные здания, возвышавшиеся над старыми тополями, казались очень большими. За домами прятались огороженные уютные дворики с маленькими флигелями, цветниками. Кусты сирени, старые липы, дубы и другие деревья окружали их. Особенно тиха эта улица была зимой, когда метель наметает сугробы по всем палисадникам и дворам.

Изменился облик нашей столицы. Снесли старые деревянные постройки, исчезли никому не нужные теперь дровяные сараи, и на их месте выросли многоэтажные благоустроенные дома. Нет на улице булыжных мостовых. Даже старожилам трудно вспомнить, когда в последний раз проехала по мостовой лошадь.

Реконструкция улицы отразилась на зверях и птицах,

спокойно ютившихся в тиши малолюдных дворов. Вместе с заборами и сараями почти исчезли живущие под ними крысы и мыши. Меньше стало и бездомных кошек, прятавшихся в подвалах и на чердаках старых домов. Все реже и реже на белой глади городских заснеженных тротуаров можно увидеть следы ласки или хорька, а прежде такие встречи были нередки.

Изменилось и птичье население улицы. Раньше зимой по пустырям и задворкам всегда кормились щеглы, чижи и чечетки, а по старым дубам и липам постоянно сновали синицы, пищухи, поползни. Теперь встречи со многими из этих птиц стали нечасты, особенно там, где вместе со старыми постройками вырубили и мешавшие строительству деревья.

Сейчас наши соседи зимой — в основном городские воробьи, большие синицы и сизые голуби. Сизарей прежде в Москве было мало, а на Донской улице они не гнездились. Полевые воробьи живут теперь лишь в парках города.

Только вороны не страдают от изменений архитектуры города. За последние годы их даже стало больше. Причем поведение и привычки этих птиц заметно изменились. Раньше они были более осторожны и гнездились на высо-

ких деревьях в тихих малолюдных дворах. Теперь же гнездо вороны можно увидеть даже на молодых деревцах прямо над пешеходным тротуаром. Уже сейчас, в феврале, вороны подыскивают места для гнезд и подолгу сидят на выбранных деревьях. Вместе с воронами и галками, зимующими в Москве, обычными нашими соседями оказались и грачи. Хотя условия для многих прежних обитателей города стали менее удобны, некоторые из них стремятся поселиться возле нас.

Несколько лет назад большой пестрый дятел выдолбил дупло в старом сохнущем клене возле тротуара. Как и водится, дятел занимал квартиру лишь один сезон.

Кошка с добычей и ворона.

Следы черного хорька.

Л

•VZT

с