Юный Натуралист 1985-04, страница 16

Юный Натуралист 1985-04, страница 16

t-m

Во второй половине апреля паводок начинает спадать. Из-под воды появляются островки заливных лугов и пашен, которые привлекают вереницы прилетных птиц. И пока не поднялись травы и молодая зеленая листва не одела деревья и кустарники, хорошо наблюдать за весенними играми пернатых.

Встать нужно очень рано, потому что в апреле голоса весны не смолкают почти круглые сутки. Короткое затишье наступает лишь после одиннадцати вечера.

Лучшее место для наблюдений— это залитые полой водой речные долины с отмелями, защищенные затопленными кустами, тихие заводи и широкие плесы. Хорошо заранее приготовить на берегу залива или в кустах среди воды шалаш, до которого можно добраться в лодке или в высоких сапогах. В этом скрадке, замаскированном растительной ветошью, можно долго наблюдать даже за очень осторожными птицами. Нередко и четвероногие обитатели наших лесов и рек

попадают в поле зрения наблюдателя. Сидеть в шалаше придется долго. Чтобы не тревожить собирающихся на весенние игрища птиц, нужно прийти на место еще до рассвета. А покинуть засидку лишь после восьми часов утра, когда птицы будут не так активны.

Постепенно уходит ночь. И вот где-то в стороне вскрикнула кряковая утка. Раздалось ответное шварканье селезня. Почти тут же послышался свист крыльев, и пара кряковых, переговариваясь в воздухе, пронеслась низко над шалашом. Опять свист крыльев, всплеск и шипение взбудораженной воды. Утки опустились где-то близко, но какие и где, еще не видно.

Кто же первым выступит на зеркальной сцене? Слева невдалеке послышались хрипловатые голоса красноголовых нырков. Потом из тумана возникли силуэты плывущих уток. Еще не рассвело, но уже можно понять, где свет-лобокие темноголовые селезни, где однотонные уточки. Нырки не стали демонстрировать свое искусство танцев на воде и тихо уплыли за гряду ивняка. Странным дере

Го гол и.

вянным голосом потрескивал сзади шалаша чирок-трескунок.

Опять свист крыльев, и прямо перед шалашом опускается пара уток. По осанке, особой стройности да и по расцветке селезня легко узнаются шилохвости. Впереди буровато-серая уточка, за ней белогрудый длинношеий кавалер.

Он выплыл вперед перед самочкой. Вытянул тонкую шею и издал высокий свист. Самка резким движением откинула голову назад. Самец взъерошил перья на лбу и затылке и опять вскинул вверх голову, сопровождая эти движения каким-то особенным негромким протяжным криком. Потом высоко вверх направил острие своего тонкого хвоста и чуть распустил крыло так, что стало видно розово-зеленое зеркальце, начал гладить клювом маховые перья, все время поворачиваясь к самочке. Затем, будто обидевшись на ее равнодушие, отвернулся от нее, демонстрируя темный затылок и узкую полосу на шее, окаймленные белым. Он продолжал играть перед самкой, щеголяя наиболее яркими пятнами и контрастами своего оперения.

Потом появились широконоски. Впереди двигался очень пестро окрашенный селезень, низко опустив черно-зеленую голову и купая широченный клюв в прохладных струях. Затем он приподнял голову и начал покачивать ею вверх и вниз, тихо и хрипло покрякивая. Буроватая, в мелких пестринах уточка медленно плыла за ним, почти сливаясь с выступавшими из воды ветками