Юный Натуралист 1985-05, страница 19

Юный Натуралист 1985-05, страница 19

17

ским обществом охраны природы и Государственным комитетом РСФСР по кинематографии.

«Все флаги в гости»,— говорили сдержанные на похвалу северяне, с гордостью изучая фестивальную афишу. И вправду, практически все (одиннадцать!) студии России привезли в Мурманск свои ленты. А если учесть еще гостей из союзных республик, то, согласитесь, было что посмотреть. Конкурсная программа включила: 59 фильмов (14 документальных, в том числе 2 полнометражных; 34 научных, в том числе 4 полнометражных; 11 мультипликационных), а также 16 специальных и тематических выпусков киножурналов, 30 киносюжетов.

— Вот уж никогда не думала, что смотреть фильмы — такая тяжелая работа,— в шутку сетовала по окончании фестивального марафона Ольга Акинди-новна Макарова, член жюри конкурса, старший научный сотрудник Лапландского государственного заповедника, кандидат биологических наук.— Фильмы такие разные! И по жанрам, и по темам. А какое богатство географии, флоры, фауны! Попробуй уследи за всем, запомни, подметь неточности...

Минута в минуту каждое утро подкатывали специальные автобусы к вестибюлю туристской гостиницы «69-я параллель», и здесь, в желанном после неза-ходящего солнца полумраке кинозала, начиналось увлекательное и роскошное путешествие в захватывающий, глубоко продуманный и тревожный порой мир Природы.

Вспархивают над кочковатой луговиной краснобровые косачи. В центре главный токовик — самый крупный, сильный и дерзкий, он и прилетел сюда первым, заняв наивыгоднейшее место. Набухшие кровью брови, иссиня-черное, с металлическим отливом оперенье, лирообразный хвост, белое подхвостье — словом, писаный красавец и герой тетеревиного тока!

Шевельнулся вдруг на лесной тропинке сухой лист и стал зарываться в землю, будто кто потянул его. Что это? В рыхлой земле отверстие толщиной в карандаш. А рядом еще, еще. Да это же дождевые черви! Затаскивают в свои подземные норы опавшие листья, чтобы там превратить остатки леса в питательную почву.

Стряхнув последнюю росинку, распрямился колокольчик, поднял навстречу солнцу свою чашечку, и... сверкая слюдяными крылышками, вспорхнула из нее мушка. Почему? Вы слышали, конечно, о растениях-хищниках, которые питаются насекомыми, но колокольчик не из их числЗ. Может быть, мушка случайно попала в западню? Оказывается, нет. Она просто спасалась от ночной росы, а когда колокольчик закрылся, очутилась в голубой избушке без окон, без дверей. Так и переночевала в тепле и покое. Да и колокольчику было не так холодно.

Неисчерпаемы поистине возможности кинокамеры! В чутких руках мастера — человека, влюбленного в природу, она способна творить волшебство. Но кинодокументалистика, по-настоящему экологическое научно-популярное кино — это не только эмоции. В лучших своих проявлениях она смело выходит на высокий уровень гражданских раздумий и важных проблем.

Забота о земле, ее плодородии — эта тема стала на фестивале ключевой. Подтверждением тому — перечисление, пусть неполное, лент, посвященных мелиорации во всеохватном смысле этого слова. Каждая из них достойна быть вынесенной в красную строку.

«Дороже бриллиантов» (Свердловская киностудия) — о работах советских ученых и практиков над решением проблем чистой воды в стране.

«Потапова гора» (Нижне-Волжская студия кинохроники)—о сельском механизаторе Александре Овечкине, работающем на восстановлении земель, подвергнутых эрозии.

«Сокровища торфяной чащи» («Бела-русьфильм») — о проблемах сохранения и рационального использования торфа.

«Эти прекрасные тугаи» («Азербай-джанфильм») — о необходимости сбережения и восстановления тугайных лесов.

«Живая вода Литвы» (Литовская киностудия) — о реках и озерах республики.

«Иртыш» (Свердловская киностудия) — о переброске части стока полноводной реки в засушливые районы юга.

«Возвращенная земля» (Северо-Кав-казская студия кинохроники)— о передовых методах рекультивации земель и возвращении их в сельскохозяйственное производство.

3 «Юный натуралист», № 5