Юный Натуралист 1985-05, страница 32

Юный Натуралист 1985-05, страница 32

30

сзязано. Тропический лес и пустыня не существуют по отдельности, а влияют друг на друга. Растет население планеты, увеличивается потребность в освоении новых земель. Что станет с природными экосистемами? Ответить на этот вопрос можно, только постоянно наблюдая за ними.

Для анализа и наблюдений нужны эталоны — «точки отсчета». Это и есть биосферные резерваты. Они не просто охраняемые зоны, тут существует единая, принятая во всем мире одинаковая система научных исследований. Вот она-то и дает возможность следить за происходящими изменениями.

Биосферный резерват отличается от отечественного заповедника тем, что его территория разделена на зоны. Обычно в него входят три-четыре зоны. Основная зона «ядра» резервата соответствует по режиму нашему заповеднику. Затем следует буферная зона резервата, предохраняющая «ядро» от прямого воздействия со стороны человека. Она соответствует охранной зоне наших заповедников. Далее идут одна или две зоны резервата, где ведется хозяйственная деятельность, может быть, даже интенсивная. В буферной и хозяйственной зонах проводятся основные эксперименты, нарушающие природу. Главная задача такого зонирования — создание полигона для сравнительных экологических исследований, для выработки рекомендаций по оптимальному воздействию человека на экосистему.

Настанет время, когда биосферные резерваты охватят все природные зоны планеты и в них по единой программе будут вестись наблюдения за состоянием биосферы в целом. В мире существует уже более 250 биосферных резерватов. А в нашей стране их уже 17. Это Репетекский в Восточных Каракумах, Березинский в Белорусском Полесье, Кавказский в западной части Кавказских гор, Приокско-Террасный в бассейне Оки, Сары-Челекский на юго-западе Тянь-Шаня, Сихотэ-Алинский вдоль побережья Японского моря, Центрально-Черноземный на Средне-Русской возвышенности.

Конечно, эти резерваты, созданные ранее, не охватывают всего разнообразия природы нашей страны. Советский комитет МАБ разрабатывает новую очередь, прежде всего в тех районах, где

наступление человека на природу и освоение новых земель идут особенно быстрыми темпами и требуют оперативного и глубокого изучения. Объявлены биосферными резерватами Кроноцкий, Лапландский, Печоро-Илычский, Саяно-Шушенский, Центральнолесной, Астраханский, Воронежский, Сохондинский заповедники в РСФСР. На Украине — Аскания-Нова и Черноморский.

По размаху и глубине научных исследований в биосферных резерватах наша страна занимает ведущее место в мире. Не случайно Первый международный конгресс по биосферным заповедникам проходил в 1983 году именно в СССР.

У МАБ большие задачи на будущее. В последние годы благодаря усилиям многих стран и организаций удалось приостановить прямое уничтожение некоторых видов животных и растений. Но одновременно с этим продолжает развиваться другой процесс — ухудшается среда обитания организмов, а это может привести к еще большим потерям. Мы восстановили поголовье сайгака, бобра, соболя, снова можем использовать их в хозяйственных целях. Рядом с нами в городах, в уголках дикой природы живут всевозможные обитатели окрестных лесов и полей —славки, лягушки, утки... Соловьи поют в городах! Белки в парках берут корм из рук! Всех их можно спасти, расселить. Но можно ли заново возродить исчезающие ковыльные степи?

Еще недавно большинство разговоров, касающихся природных ресурсов, носили чисто экономический характер. Сегодня сохранение природы связано еще и с проблемами этики и морали. Необходимо, чтобы экологическое сознание стало достоянием каждого человека. Каждого! Использовать природные ресурсы и охранять их одновременно можно. Нужно только научиться разумно комбинировать эти процессы. Преодолеть бесхозяйственность и бесцеремонность по отношению к природе. Мы должны воспитывать людей, глубоко разбирающихся в законах природы.

Главное условие выполнения всех наших планов и программ — мир и мирное сотрудничество. Планета должна жить в мире. Только тогда имеет смысл наша общая большая работа.

Беседу вел Н. Непомнящий