Юный Натуралист 1985-05, страница 35

Юный Натуралист 1985-05, страница 35

33

далеко на север. Поразило ученого и количество птиц. Ему казалось, что на него неслись нескончаемые облака — разные по размерам, по форме, по цвету...

Много воды с тех пор принесла река Казари в Матсалуский залив. Но по-преж-нему на его побережье и островах хозяева — птицы. Только теперь за их жизнью постоянно наблюдают ученые Мат-салуского заповедника.

Для ста двадцати видов птиц эти места стали родным домом, а всего орнитологи насчитали более двухсот пятидесяти видов. Ведь Матсалуский заповедник словно громадная гостиница на птичьих дорогах, здесь пересекаются пути многих пернатых странников. В весенние дни, например, только лебедей-кли-кунов останавливается до ста тысяч. Тут птицы пережидают непогоду, отдыхают, набираются сил, подкрепляются и снова — в путь. К своим гнездам отправляются жители болот, озер, полей, тайги, тундры.

Орнитолог Вальдур Паакспуу, заместитель директора по научной работе, работает в заповеднике давно. Он взял меня с собой на кольцевание, которое проводилось на морских островах.

И вот мы с Вальдуром плывем на лодке по Казари, проходим тоннель, зажатый высокой стеной тростника, над нами проскакивают чайки, плавно пролетают аисты, иногда поднимаются с берега серые цапли.

Держим курс на остров Гусиная Земля. Так звучит его название в переводе с эстонского.

На острове кругом камни, трава, заросли шиповника и ежевики, а вокруг плавают птицы. Волны набегают на торчащие из воды камни и сбрасывают стоящих или сидящих на них неуклюжих крупных птенцов морских чаек. Но они снова уверенно плывут к новому камню и влезают на него. Встречаются нам и птенцы кулика-сороки. А вот малыш трясогузки непонятно как очутился на каменном островке. То ли решил первый раз крылья опробовать, а может, заблудился и не было у него силенок и смелости перемахнуть через неширокую полоску воды на остров. На глыбу, где он, съежившись, стоит, набегают небольшие волны. В любой момент может прийти и более высокая волна и смыть малыша. Вальдур решает помочь птенцу. Он под

цепляет малыша сачком, а на берегу надевает на лапу металлическое кольцо с номером и отпускает. Птенец неуверенно отлетает и усаживается на ветки куста, но в море больше отправляться не отваживается,

Пока я разглядываю остров, знакомлюсь с птицами, прибывают из Тарту физики. Они вместе с матсалускими орнитологами будут окольцовывать птиц.

Почти каждую субботу и воскресенье в Матсалуский заповедник приезжают любители природы. Они помогают орнитологам метить птиц. Ежегодно здесь окольцовывают несколько десятков тысяч пернатых. Если умножить это на годы существования заповедника, а он был создан в 1958 году, то количество птиц, получивших металлические паспорта, получится огромным.

Орнитологи заповедника со всего света получают «возвраты колец». Кольца рассказывают о многом: о путях пролета и зимовок, скорости и времени, затраченном на дорогу, местах отдыха и скоплениях пернатых путешественников, о том, где гнездились и куда летали на линьку птицы.

Кольцо помогает более точно определить и возраст птиц. Одна сизая чайка, например, прожила свыше двадцати лет.

«За работу!» —сказал Вальдур Паакспуу. И все прибывшие растянулись цепочкой и начали, не торопясь, двигаться по зарослям травы.

И тут пошли на нас в атаку чайки. Из всех выделялись сизые. Они пикировали, потом взмывали вверх и снова шли

Зимородок.