Юный Натуралист 1985-05, страница 36

Юный Натуралист 1985-05, страница 36

Птенцы-пуховички.

вниз. Озерные, морские чайки и крачки лишь с высоты наблюдали за происходящим на острове и криками поддерживали атакующих подруг.

Гнезда в невысокой траве попадались на каждом шагу, в основном чаячьи. Недолго трудились хозяева над их сооружением — несколько сломанных тростников, небрежно сложенных на земле. В некоторых крапчатые яйца, в других пятнистые птенцы, третьи уже пустые. Малыши снуют между ног, забиваются в траву, прячутся среди камней. Всех, кого удается поймать, кольцуют.

Вдруг откуда-то вылетела камнешар-ка. Присела на валун и начала нас разглядывать. Ее серебристо-пестрое оперение сверкало на солнце. Никак не хотела улетать нарядная птица, чувствовалось, что чем-то она взволнована.

— Тут должно быть ее гнездо,— уверенно сказал Паакспуу,— внимательнее смотрите.

И точно, за большим камнем нашли трех притаившихся птенцов. Они абсолютно не были похожи на расфранченных родителей. Желтовато-серенькие, с

черными пятнами, на тоненьких быстрых ногах, они скорей напоминали птенцов чаек, только стройнее тех, пестрин меньше и не такие яркие.

Камнешаркой этого кулика назвали не случайно. Звуки, которые он издает, напоминают легкое трение камней друг о друга. А когда корм добывает, птица переворачивает небольшие камешки, отыскивает под ними притаившихся рачков.

Почти у самого моря в густой высокой траве нашел Вальдур гнездо гуся. Хозяева давно его покинули. Птенцы у них раньше, чем у чаек, появляются. Где-нибудь в тростниках — в дельте Казари или в другой материковой части сейчас выводок.

Еще не так давно гусей, остававшихся здесь на гнездовье, можно было пересчитать по пальцам. Сейчас их значительно больше. И не только их. Гнезд гаги, например, в заповеднике орнитологи насчитали больше тысячи, а когда создавали заповедник, было их всего около восьмидесяти.

В густых зарослях нашли утиные гнезда. В них были яйца. Орнитологи опускали их в небольшое ведро с водой и по