Юный Натуралист 1985-07, страница 17

Юный Натуралист 1985-07, страница 17

Цветок тепла и света

Приглашая своих читателей в подмосковные леса, «Лесная газета», конечно же, не сможет познакомить их со своими представителями растительного мира.

Можно отправиться на поиски редких растений, которых раньше в Подмосковье было много, и считались они широко распространенными, а теперь некоторые виды даже взяты под охрану и попали в Красную книгу. Но давайте в этом путешествии приглядимся к самым известным и попробуем разгадать их загадки.

Ни одно время года не дарит так много тепла и света, сколько лето. И не случайно, наверное, цветет почти все три летних месяца нивяник обыкновенный, который по праву можно назвать цветком тепла и света — ведь у него теплая желтая яркая середина, окруженная ослепительно белыми лучиками.

Зовут в народе нивяник ромашкой. Справедливо ли это?

Конечно, внешне и нивяник очень похож на ромашки. Но вот если пристальнее посмотреть на него... Тут-то и начнет растение загадывать загадки.

Самая первая — про листья. У ромашек они сочные, нежные и сильно рассечен ше, а у нивяника плотные, жесткие, из целой пластинки и по краям зазубрены.

Вторая кроется в цветках. На одном стебле у ромашек множество цветочных корзинок, а у нивяника всего одно соцветие венчает стебель.

А чтобы третью загадку разгадать — время нужно. И ответ у нее такой — все ромашки живут только год-два, а нивяник многолетник. И получается, что это красивое растение вовсе не ромашка, хотя оно ромашкам и родственник. Все они из семейства сложноцветных, но у каждого есть свой род.

Есть у ромашек и у нивяника, который еще называют поповником, один общий секрет.

Цветки растений устроены совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. То, что обычно зовут лепестками, на самом деле наружные язычковые цветки, а в желтой середине плотно, один к другому, расположены еще и мелкие трубчатые цветочки. Выходит, что в одном соцветии два вида цветков.

Все ли загадки разгадали у нивяника? Попробуйте ответить на этот вопрос.

Т. ГОРОВА Фото С. Сафоновой Рис. А. Лезина