Юный Натуралист 1985-07, страница 26

Юный Натуралист 1985-07, страница 26

в Москве. То ли отловили где-то в Андах, то ли перекупили у какого-то зоопарка.

Ну да ладно, решили люди. Возрасти твоего мы не знаем. Откуда ты родом тоже. Но уж раз попал сюда, нужно же тебе дать какое-то имя. Так и прописался в Московском зоопарке кондор Кузя, а если говорить языком справочников, птица из семейства американских грифов отряда хищных птиц.

Шли годы. Менялись в зоопарке люди. И каждого нового работника, знакомя с хозяйством, наверняка подводили к вольере, где находился Кузя, и говорили тем тоном, каким обычно посвящают в свои профессиональные тайны: а это наш долгожитель, просим любить и жаловать.

А сколько публики перевидал Кузя на своем веку! Чопорных барышень под кружевными зонтиками сменили энергичные рабфаковки с учебниками под мышками, на смену капризным мальчикам в дорогих матросских костюмчиках пришли мальчишки в красных пионерских галстуках.

Менялись времена, вокруг зоопарка сновали первые автобусы, над зоопарком пролетели первые космические спутники, а Кузя все жил в своей вольере, став уже своего рода талисманом зоопарка, залогом того, что все идет нормально в зверином царстве, расположенном в центре Москвы.

«Невероятно,— говорили зарубежные специалисты,— кондор в неволе в течение стольких лет!»

В 1961 году, когда Московский зоологический музей отмечал свое 170-летие, туда был доставлен очередной экспонат.

Ни самый крупный, ни самый диковинный, но отношение к нему было особое. После 70 лет жизни в зоопарке Кузи не стало. Чучело его решили выставить в

музее.

Опытные художники-таксидермисты, работавшие в музее, сделали работу на «отлично». «Как живой»,— говорят все, кто видит Кузю в Зоологическом музее, расположенном на улице Герцена в десяти минутах езды от зоопарка...

Жаль, что нельзя все экспонаты этого музея снабдить подробными табличками, рассказывающими об их происхождении и истории. Ведь одно дело, когда видишь перед собой просто яка, и совсем другое, когда узнаешь, что яка этого привез из экспедиции сам Н. М. Пржевальский. На табличке, которая стоит возле Кузи, написано: «Прожил в Московском зоопарке около 70 лет. Привезен в Москву взрослой птицей в '1892 году». Но это, конечно, далеко не все.

Один из сотрудников музея, будучи еще молодым специалистом, вел школьную экскурсию. Увлекшись собственными рассказами, не сразу заметил, что группа заметно поредела. Многие остались стоять у экспоната, который они только что осмотрели, и внимательно слушали рассказ седого старичка благообразной наружности и в старомодной соломенной шляпе: «Я совсем молодым парнем в зоопарк пришел, а кондор этот там уже считался долгожителем. Совсем домашний был: на имя свое откликался. Кузей звали».

Путешествие продолжается. Ни в одной стране мира нет такой коллекции, посвященной лошади, как в Музее коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева. О самых интересных экспонатах музея расскажет его директор Давид Яковлевич Гуревич.

Музей ноневодства

Удивительные часы можно увидеть в Музее коневодства: большой дубовый ящик-футляр, а спереди за стеклянной дверцей не один, а восемь белых эмалевых циферблатов. На первом стрелки показывают время суток. Все остальные — секундомеры. Стоит нажать на рычажок, и стрелки пойдут отсчитывать се